О священно- и церковнослужителях

1. ИЕРАРХИЯ И ТИТУЛЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ
2. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ
3. ОДЕЖДА И ОБЛАЧЕНИЯ ДУХОВЕНСТВА
3.1. Богослужебные облачения

       Отношения внутри Православной Церкви основаны на идее пастырства («пастырь» по-славянски значит «пастух»). Господь Иисус Христос служит Небесным пастырем всех христиан. Образ пастуха восходит к евангельской притче, в которой Спаситель назвал Себя Добрым пастырем, готовым отдать жизнь за своих овец. Когда Господь выбрал из Своих учеников  двенадцать апостолов, дав им право обращать людей в веру, крестить и совершать таинства, Он тем самым установил принцип церковной иерархии. Апостолы, по сути, стали первыми земными пастырями Церкви Христовой, а потом передали власть и силу священнослужения своим преемникам. Эта преемственность сохраняется в Православной Церкви до сих пор. Священнослужители, по образу Иисуса Христа, ведут церковное «стадо» в Царство Небесное, стараясь оберегать вверенных им людей (паству) от искушений.

 

1. ИЕРАРХИЯ И ТИТУЛЫ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

       Благодать пастырского служения дается христианину Богом в таинстве священства. Существует три священных сана: диакон, иерей (священник), архиерей (епископ). Они различаются степенью «полномочий».
       Так, диакон уподобляется ангелам, готовым исполнять Божью волю. Диакон помогает священнику в богослужении и таинствах, но сам совершать их не может. Священник по сравнению с диаконом наделен двойной благодатью: Божественной, а не человеческой силой он совершает церковные таинства (кроме таинства священства), возглавляет богослужение в церкви и благословляет и духовно опекает верующих. Особой полнотой благодати обладает епископ: он совершает все семь таинств, а также освящает миро (особое масло) и антиминсы для храмов, без которых нельзя проводить главное богослужение — Божественную литургию. В заботе о духовном благе своей паствы епископ, подобно Христу, полностью отрекается от себя — недаром с древних времен епископом в Православной Церкви мог стать только тот, кто принял монашество. Это правило действует по сей день.
       Если сравнить епископа и священника, то главное, что возвышает архиерея над иереем, — это право рукополагать в священнослужители. В остальном и священникам, и епископам предоставлены равные права учить (проповедовать православное вероучение) и управлять. Разница лишь в том, что священник управляет самой мелкой частью Церкви — приходом (община христиан при определенном храме), а епископ — целой областью (епархией). Ее название, составляемое по двум основным городам, прибавляется к имени архиерея (сам он называется епархиальным епископом), например, Анатолий, епископ Магаданский и Чукотский; Сергий, епископ Новосибирский и Бердский. Епископ — не единственный титул архиерейского сана, есть еще архиепископ и митрополит. В древности эти названия указывали на размер области, подвластной архиерею. В настоящее время в Русской Православной Церкви это почетные титулы.
       В каждой поместной церкви (Православная Церковь во всем мире в административном плане делится по территориальному принципу) из епископов избирают предстоятеля — первого по чести епископа, который от лица всей церкви предстоит Богу и несет перед Ним ответ за души вверенных
ему христиан. Предстоятели поместных церквей чаще всего имеют титул патриарха, например, Патриарх Константинопольский Варфоломей, Патриарх Сербский Павел, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Патриарх Румынский Феоктист. Но встречаются и другие титулы: так, во главе Грузинской церкви стоит католикос-патриарх, Греческой, Албанской, Кипрской церквей — архиепископ, православных в Польше, Чехословакии, Америке возглавляет митрополит.
       Почетные звания имеются не только у епископов, но и у священников (протоиерей, протопресвитер) и диаконов (протодиакон). Догадаться о титуле священнослужителя можно по особым деталям одежды, надеваемым во время богослужения.
       В Русской Православной Церкви принять сан диакона или священника может только женатый человек либо монах. Отсюда вытекает разделение священнослужителей на белое и черное духовенство. Монах, ставший диаконом, называется иеродиаконом, монах в сане священника — иеромонах. Почетные звания черного духовенства такие: для иеродиаконов архидиакон, для иеромонахов игумен и архимандрит.

 

2. ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ

       В первые века христианства круг обязанностей диаконов был значительно шире, чем в современной Церкви. В III-V вв. из верующего народа выделились чтецы, певцы, привратники, иподиаконы — те, кому диаконы давали определенные поручения. Все эти служители проходили особое посвящение на свое служение в Церкви, но оно не равносильно таинству священства. В наши дни в Русской Православной Церкви проводить богослужение помогают иподиаконы (прислужники епископа), алтарники (наследники древних чтецов) и певчие (наследники древних певцов) — все они называются церковнослужителями. Духовенство и церковнослужители вместе образуют церковный причт, или клир. Православных христиан, не имеющих священного сана, называют мирянами. Чтобы прислуживать в алтаре или петь в церковном хоре, мирянину необходимо взять разрешение у настоятеля храма.

 

3. ОДЕЖДА И ОБЛАЧЕНИЯ ДУХОВЕНСТВА

       Священнослужители на Руси издревле выделялись своим внешним видом, что имеет богословское объяснение: как главные представители Церкви, являющейся, по сути, царством не от мира сего, они должны выделяться из мирской среды. Следуя этому, священнослужитель вне храма носит подрясник и рясу (повседневные одежды), а на время богослужения надевает поверх подрясника облачения (особые для каждого сана одеяния).
       Подрясник и ряса — нижняя и верхняя, соответственно, длиннополая одежда с узкими рукавами (но бывают и рясы с расширяющимися книзу рукавами) — считаются одеянием Христа Спасителя во время Его земной жизни. Темные цвета подрясника и рясы означают, что человек, носящий эту одежду, ради служения Богу и людям отрешился от мирской суеты и достиг внутреннего покоя. Рясы пришли к нам из Греции в ХVIIвеке. В дореволюционной России трудно было встретить духовное лицо не в рясе, но с середины XX века священнослужителям разрешено появляться на людях в светской одежде.
       Первоначально на Руси одежды духовенства и монашества имели различные варианты покроя и цвета. После появления рясы к XVIII веку в форме одежды духовных лиц установилось некое единообразие, в результате чего священников стало сложно отличить от диаконов и монахов. Требовался отличительный знак. Им стал серебряный крест восьмиконечной формы, надеваемый на грудь поверх верхней одежды (наперсный крест). Он был введен в 1896 г До того времени наперсные кресты носили только епископы, а также ими награждали заслуженных священников.
       У епископов отличительными нагрудными знаками являются панагия (икона Божией Матери, чаще овальной формы, украшенная камнями) — она носится повседневно, и наперсный крест, который надевается за богослужением дополнительно к панагии. Панагия произошла от маленьких нагрудных ковчегов с мощами святых. В качестве знака архиерейского достоинства она пришла в Русскую Церковь из Греческой Церкви. Образы Креста Господня и Богоматери на груди епископа означают, что он постоянно носит Их в своем сердце и правит в Церкви от имени Христа и Приснодевы Марии.

 

3.1. Богослужебные облачения

       Одеяния священнослужителей в храме поражают своей красотой: из дорогих тканей, с вышивкой и камнями, они похожи на царские одежды, что вовсе не случайно — многие детали пришли в церковные облачения из парадных одежд византийских императоров. Парадный вид облачений должен передать образ праздничных одежд тех, кому уготована жизнь в Царстве Небесном. Поскольку три священных сана (диакон — «служитель» в переводе с греческого, иерей — «старец» и епископ — «блюститель») в разной степени отражают пастырское служение по образу Иисуса Христа, форма, покрой, цвет, особенности отделки и декора облачений также связаны с идеей подражания Спасителю. В облачениях православного духовенства значима каждая деталь: количество пуговиц, схема расположения орнамента относительно частей тела, материал элементов отделки, способ ношения. Символика богослужебных облачений в общих чертах сложилась к VI веку и сохраняется поныне.
       Состав облачений выражает идею постепенного приумножения благодати в соответствии со степенью священства. Так, диакон надевает за богослужением стихарь, орарь и поручи, священник — подризник (по сути, тот же стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь, архиерей — подризник, епитрахиль, поручи, пояс, омофор и саккос.
       Но если посмотреть внимательно, помимо повторяющихся элементов, у каждого сана есть индивидуальные предметы облачения: у диакона это орарь, у священника — епитрахиль и фелонь, у архиерея — омофор и саккос. Орарь, епитрахиль и омофор служат знаком подобия Небесному Царю.
       Орарь представляет собой длинную полосу из парчи, которая своей серединой закреплена на левом плече диакона, а ее концы с передней и спинной частей свисают почти до пола. Диакон, взяв в правую руку нижний передний конец, поднимает его, когда произносит моления, крестится им, указывает им священнику. Поскольку служение диакона подобно служению ангелов, орарь изображает золотой ангельский пояс. С другой стороны, орарь напоминает длинное полотенце, которым Иисус Христос препоясался на Тайной вечере. Умывая ноги ученикам. Он отирал их этим полотенцем. Орарь, таким образом, есть образ бремени служения людям и Богу.
       Если орарь повесить на шею так, чтобы оба его конца равномерно спускались по груди вниз, получится епитрахиль. Так, собственно, и возник в древности этот предмет облачения священника, указывая на то, что по сравнению с диаконом иерей обретает двойную благодать: быть служителем и совершать таинства. Сейчас епитрахиль сразу шьется так, чтобы надевать ее на шею. Этим она напоминает ярмо, что означает: человек, принявший сан священника, впрягается Господу в работу.
       Омофор представляет собой широкую длинную полосу из парчи или шелка с изображениями крестов. Она надевается на плечи епископа так, что, огибая оба плеча, одним концом спускается с левого плеча спереди, а другим — с этого же плеча сзади. Возложенный на плечи омофор служит образом заблудшей овцы, взваленной на плечи пастуха. Таким образом, епископ в омофоре уподобляется Самому Иисусу Христу, взявшему на плечи всех людей, возвращая их к Богу. В моменты богослужения, означающие, что в храме присутствует Сам Господь, епископ снимает с себя омофор.
       Верхняя парчовая одежда священнослужителей (стихарь, фелонь, саккос) также выражает смысловые оттенки уподобления духовенства Христу. Так, диаконский стихарь (рубаха до пят, расширяющаяся книзу, с вырезом для головы) — это одежда крестных страданий Христа. Фелонь иерея (плащ без рукавов, с вырезом для головы, с полукруглым вырезом спереди на подоле) — одежда Небесного Пастыря. Поэтому оплечия фелони, изготавливаемые из твердой материи, возвышаются над плечами священника сзади в виде треугольника или трапеции, напоминая, что Спаситель, как ярмо, взвалил на Себя грехи человечества. В свою очередь саккос епископа, усыпанный изображениями крестов (покроем он напоминает стихарь, только имеет по бокам разрезы), — одежда Небесного Архиерея, Царя Славы. Поэтому епископа перед началом богослужения, словно царя, одевают в центре храма, а на голову ему возлагают митру — подобие царской короны.
       В облачениях духовенства есть одна общая деталь — поручи. Это полосы из плотной материи с изображением креста, их надевают на запястье поверх рукавов и стягивают шнуром с внутренней стороны руки. Поручи были подарком византийских императоров архиереям, позднее они служили наградой священникам и диаконам, а впоследствии стали обязательной деталью облачения всех трех степеней священства. Плотно охватывая руки священнослужителей, поручи показывают, что их руками действует Сам Господь, совершая церковные таинства и другие священнодействия.
       В Русской Церкви преимущественно используются стихари и фелони золотого (знак духовной власти) или белого (знак Божественного света) цветов. Но в определенные праздники и дни памяти святых цвет облачений зависит от символики вспоминаемых событий и может быть красным, зеленым, голубым, фиолетовым и даже черным.

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

1078

Перейти к верхней панели