О молитве

1. ПОДГОТОВКА К МОЛИТВЕ
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

       Как жизнь близких людей немыслима без общения, так и православный человек не проводит дня без молитвы — общения с Отцом Небесным. По учению Церкви, Адам, Ева и Бог свободно разговаривали друг с другом в раю, но после грехопадения люди перестали видеть Творца, и общение из живого разговора превратилось в «беседу ума с Богом» — так в IV веке охарактеризовал молитву греческий подвижник Евагрий Понтийский. На протяжении веков молитва служила мостиком между Землей и Небом, без нее человек ощущал бы вселенское одиночество. Парадоксально, но в наше время, когда потребность во встрече с Живым Богом ощущается особенно остро, молитве отводится все меньше и меньше места в жизни. А тот, кто пытается молиться, нередко сталкивается с тем, что ожидаемой встречи не происходит.
       Между человеком и Богом оказывается множество преград. Это личные представления о Господе, созданные воображением, которые отказывают Богу в непознаваемости и в конечном итоге не оставляют Ему места для проявлений. Это обычная человеческая лень, когда предпочтение отдается чему угодно, но не молитве. Или постоянная спешка, при которой молитвы все-таки читаются, но второпях, и слова не задерживаются ни в уме, ни в сердце. Это рассеянность ума, когда губы произносят молитвословия автоматически, а параллельный поток мыслей далек от предмета моления. Это чрезмерное старание исполнить молитву «как принято», «по-христиански», из-за чего перед Богом предстает не реальная личность, а маска благочестивого христианина. Это обида и ненависть к кому-либо, живущие в душе. Или нежелание признать за собой грехи и измениться, что обессмысливает слова молитв и превращает их в кощунство. Наконец, это многочисленные просьбы о здоровье, помощи, успехе, материальных благах и т. д., которые заслоняют собой Бога и низводят молитву до средства исполнения желаний.
       Чтобы преодолеть эти невидимые барьеры, требуется усилие над собой, честная самооценка, постоянное внимание к тому, что происходит в мыслях, готовность к духовному труду. Ведь молитва — это то, что делается из любви к Богу; молитва существует настолько, насколько действенна в сердце любовь к Небесному Отцу. И если соединение с Ним в Царствии Небесном — цель жизни православного человека и реальное будущее для него, уже сейчас в земной жизни он учится — через молитву — жить так, словно Господь рядом. Молитвенная практика помогает человеку развить в себе способность чувствовать, что он постоянно ходит «на глазах» у Бога. В православной традиции эта способность называется памятью Божьей. Можно сказать, что, обретая молитвенный навык, православный человек старается приблизиться к тому состоянию, какое имели Адам и Ева в раю. В конечном итоге от успешности его молитвенных «упражнений» зависит личное спасение, сможет ли человек войти в Царство Небесное.

 

1. ПОДГОТОВКА К МОЛИТВЕ

       Хотя молитву называют беседой ума, в ней участвует не только ум, но и сердце. По свидетельствам Отцов Церкви, именно в сердце — центре человеческого естества — происходит встреча с Богом. Но в наши дни люди настолько охвачены суетой, что для освобождения сердца для молитвы требуются усилие и время. Православный епископ и философ конца XX века митрополит Антоний Сурожский сравнил современного человека с осьминогом, который каждым щупальцем к чему-нибудь прилип, и чтобы выйти навстречу Богу с молитвой, нужно сердцем, умом, душой хотя бы на время отлепиться от всех пристрастий, из которых состоит жизнь. Таким образом, подготовка к молитве очень важна, это половина дела.
       Подготовиться к молитве — значит настроить себя на общение с Господом, Богородицей, святыми. Праведный Иоанн Кронштадтский, горячий молитвенник, советовал, прежде чем молиться, сесть и взвесить свою веру: бессмысленно молиться, не веря в то, о чем ты говоришь, и не веря в Того, с Кем ты говоришь. Поэтому стоит задуматься: к Кому обращаюсь? Верю ли я, что стою перед Божьим лицом? Верю ли, что Господь сможет помочь мне? Воображать при этом Иисуса Христа, Божию Матерь или святых или «придумывать» их чувства нельзя: любая человеческая фантазия будет далека от истины и только отвлечет ум. Если молиться без образа тяжело, лучше молиться перед иконой — для этого православные люди и устраивают у себя дома красный угол, или домашний иконостас.
       Молитва — это личное общение. Чтобы перестать быть Богу чужим, необходимо максимально стать перед Ним самим собой, пусть несовершенным, чего-то не знающим и не умеющим, может быть, нетвердым в вере или ленивым. Но главное быть откровенным с Богом, не бояться признаться Ему как доброму другу в том, что мешает молиться, что тревожит и беспокоит в данный момент. Господь обязательно в ответ укрепит и поможет (если человек серьезно намерен молиться). Чтобы это произошло, понадобится время, как и на то, чтобы прийти в себя, отбросить все смуты и волнения и попытаться услышать тишину. Не ту, в которой будет отчетливо звучать диалог с самим собой, а ту тишину, когда покажется, что в мире есть только ты и Господь Бог. Этот внутренний покой — важное условие для настоящей молитвы.
       Возможно, поначалу достичь покоя будет трудно и в душе появятся только отчаяние или досада. Но горькое сожаление об этом и мольба к Богу о помощи и станут первой молитвой, идущей из глубины сердца. Если подобрать свои слова при этом окажется нелегко, лучше взять молитвослов (сборник молитв) и продолжить молиться по нему. Или открыть Евангелие и начать читать его неторопливо и внимательно. Текст при вдумчивом отношении к нему найдет отклик в душе, и с этого начнется личная молитва.

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

       Святитель Феофан Затворник, церковный деятель и писатель XIX века, 20 лет проживший в затворе, посвятил молитве одно из своих произведений. В нем он сформулировал два простых правила: понимай, что читаешь, и понятое чувствуй. Митрополит Антоний Сурожский, словно продолжая эту мысль, призывал молиться Богу честно: читая молитвослов, постоянно проверять свои чувства и мысли — что в прочитанном полностью разделяешь, с чем можешь согласиться лишь усилием сознания и воли, а к чему пока не готов, т. е. что не является для тебя в данный момент правдой. Такая честность перед Богом возможна, когда читаешь молитвы и относишься к ним не как к чужим текстам, написанным святыми века назад, а как будто это твое личное молитвословие. Почувствовать себя на месте автора, а не чтеца той или иной молитвы — вот что может оживить обращение к Богу и сделать его личным.
       Если какое-то место в молитве особенно отозвалось в сердце и мысль снова возвращается к нему, надо, прервав чтение, задержаться чувством и вниманием на этом месте, по слову Феофана Затворника, «попитать» им свою душу. Именно для таких благодатных состояний предпринимается молитва. Ведь она определяется не часами, а внутренним переживанием. Недопустимо вычитывать молитвы «для галочки» или с оглядкой на часы. Каждый, исходя из своих духовных потребностей и распорядка дня, формирует для себя молитвенное правило — необходимый объем молитв, регулярно читаемых утром и вечером. Но количество молитв не должно превращаться в самоцель. Лучше определить, сколько времени в день не жалко полностью уделить Богу, а больше в него «уложится» молитв или меньше, не так уж важно. Главное — молиться все это время глубоко и сосредоточенно и не «пройти мимо» Бога.
       По учению Церкви, встрече человека с Богом противятся бесы, они внушают молящемуся уныние и тоску, сомнение и неверие, отвлекают его внимание. С рассеянностью надо бороться: в этом духовный подвиг молитвенного делания. В православной традиции молитва выступает не только как духовный, но и как физический труд: поясные и земные поклоны, условие молиться стоя, крестное знамение дисциплинируют молящегося, тем самым тело помогает уму не «засыпать». Начинать можно с коротких молитв — на них легче сосредоточиться. Также полезно чередовать способ моления: читать вслух и про себя, по молитвослову и своими словами; если какие-то тексты стали слишком привычными и слова не доходят до сердца — подобрать новые.
       Определять и варьировать состав молитвенного правила лучше по совету с духовником. Как бы ни было трудно, молитвенное правило — стержень духовной жизни православного человека, отказываться от него нельзя. Обычно в правило входят утренние и вечерние молитвы, которые содержатся в любом православном молитвослове. Их можно освоить постепенно, используя Толковый молитвослов (в нем приводится «перевод» молитв на современный русский язык) или словарь церковнославянского языка.
       Но молитвенное правило — всего лишь необходимый минимум: для общения с Богом в течение дня можно (и нужно) использовать любую минуту. Это могут быть самые краткие обращения: «Господи, спаси!», «Господи, помоги!», «Боже, милостив буди мне грешному!», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», «Господи, благослови», другие молитвы к Божией Матери и чтимым святым. Для этого не надо искать специальную обстановку или особое «настроение», главное, чтобы душа устремлялась к Богу и в сердце рождались чувства сокрушения, благодарения, прощения, самоуничижения, преданности, славословия, покорности воле Божьей — если они искренни, слова сами найдутся. Если научиться ценить жизнь и все происходящее воспринимать как дар Божий, а в трудные минуты верить, что Господь знает силы каждого и не пошлет ему испытаний сверх сил, тогда появится уверенность, что Бог рядом, и молиться будет легко.
       Молитва не только восстанавливает связь между Богом и человеком, она способна преодолевать расстояние и смерть. Известны случаи, когда молитва близких людей отводила беду от их родных и любимых. С православной точки зрения. Бог знает, кого как спасти, но хочет, чтобы люди тоже участвовали в спасении друг друга. Поэтому христианин молится не только за себя, но и за ближних — как живущих, так и умерших. Уникальна соборная (общественная) молитва: как в пении хора рождается нечто большее, чем простая сумма отдельных голосов, так и общая молитва всех собравшихся на богослужении обретает новую силу. Поэтому молитвенная практика православного человека невозможна без опыта церковной молитвы.

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

80

Перейти к верхней панели