Основные богослужения

1. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ
2. СОСТАВ БОГОСЛУЖЕНИЙ
3. УЧАСТНИКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
4. СИМВОЛИКА ОСНОВНЫХ СЛУЖБ
4.1. Вечерня
4.2. Утреня
4.3. Божественная литургия

       Богослужение Православной Церкви удивительно и красиво. Его стройность, глубина и простота, возможно, незаметны тем, кто пришел в церковь как на экскурсию или забежал в храм, чтобы поставить свечу. Но если отложить на время житейские заботы, отбросить в сторону страх незнания церковнославянского языка и порядка службы и просто открыть свое сердце навстречу Богу — попытки посещения церковных служб обязательно принесут плоды: духовный смысл православного богослужения, подобно цветку, будет открываться постепенно. Внимательный глаз заметит, что в определенные моменты службы храм полностью освещен, а в другое время свет, и даже свечи, гасят; что вечерами по будням службы чаще всего скромные, в них больше читают, а в иные — праздничные — дни и в субботу вечером церковный хор все время поет и служба торжественней; что в какие-то дни священник в центре храма помазывает верующих елеем, а в другие дни этого не бывает…
       Порядок православного богослужения складывался веками, постичь его премудрость сразу, даже изучив массу специальной литературы, невозможно. Богослужение — великая тайна общения с Богом, она требует от человека живого участия и лишь тогда начинает открываться ему. Важно набраться терпения и не отчаиваться, что понятно не все: богослужение — это сотрудничество Бога и людей. Наши терпение и настойчивость в преодолении собственной усталости и рассеянности будут маленьким трудом ради Бога, и Господь обязательно потрудится в ответ — утешит, разрешит сомнения, укрепит, поможет понять. Недаром говорится, что вера — от слышания: через слова и распевы церковной службы устанавливается — у каждого свой — таинственный контакт с Богом. И Господь, отдавший когда-то всего Себя ради людей, ждет, чтобы мы, всего лишь на время службы, пожертвовали личным временем и вручили себя Ему.

 

1. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ

       Современному человеку богослужение, длящееся два, максимум три часа, кажется долгим. Однако стоит заметить, что это сокращенный чуть ли не вдвое вариант первоначальной службы. Дело в том, что богослужебный устав Православной Церкви складывался на основе монастырской практики. Преподобный Феодосии Печерский, основатель русского монашества, принес на Русь Студийский устав, действовавший в Константинополе. А в XIV веке его сменили Иерусалимским уставом, принятым в монастырях Палестины. Со временем стало ясно, что монастырские уставные требования для обыденной жизни «в миру» непосильны, с XVII в. их стали ослаблять, и порядок проведения богослужений в приходских храмах России приобрел современные формы.
       Первые христиане считали, что для молитвенного общения с Богом предназначены утро, определенные часы после восхода солнца, вечер и ночь или полночь. Этим отрезкам времени соответствуют и свои службы: утреня, часы (1 -й, 3-й, 6-й, 9-й), вечерня, повечерие, полунощница. Но по отдельности они чаще всего не совершаются: в русской богослужебной практике действует принцип группировки служб суточного круга: например, вечером без перерыва служат вечерню, утреню и 1-й час. Во время Великого поста и в канун праздника Рождества Христова между вечерней и утреней вставляют повечерие, а на Пасху праздничную утреню предваряет полунощница. Но это отдельные случаи, когда ради большого церковного праздника порядок богослужения приближен к требованиям устава. В повседневной практике повечерие и полунощница редки.
       Смысл служб суточного круга таков. Вечерня передает ожидание людьми Спасителя, повечерие проникнуто покаянием, полунощница обращена ко Второму пришествию Христа (по преданию, оно произойдет в полночь), утреня символизирует встречу с Христом. Недаром ее завершает удивительная по силе и поэтичности молитва, называемая великим славословием. По уставу, ее начальные слова, произносимые священником («Слава Тебе, показавшему нам свет!»), должны предварять восход солнца. В этом отождествлении Христа с солнцем — мысль о том, что Спаситель есть Свет миру. Свет славы Небесного Отца.
       Чтобы лучше познакомиться с православным богослужением, можно побывать на монастырских службах: в монастырях, как правило, порядок служб ближе к древнему уставу. Правда, в каждой обители могут существовать собственные традиции.
       Если задуматься над последовательностью служб — сначала вечерня, потом утреня, — возникнет недоумение: почему так? В обыкновенной жизни, наоборот, день начинается с утра. Дело в том, чтобогослужебное течение времени отличается от астрономического. И отсчет церковного дня идет именно с вечера. Например, воскресное богослужение начинается в субботу вечером, а завершается воскресным утром. Такой порядок богослужебного времени основан на библейских словах о сотворении мира: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт., 1,5).
       В нашей повседневности день движется через подъем к спаду и замиранию. В Церкви, если сопоставить символику служб, день похож на стремительный взлет, он направлен к пробуждению, причем не в этой, а в вечной жизни. Ведь за вечерней и утреней на следующее утро служат часы (3-й, 6-й) и Божественную литургию — службу, которая не привязана ко времени суток и находится как бы за пределами времени. Литургия означает пребывание в вечности, именно на ней происходит «таинство таинств» — Евхаристия, суть которой вневременная.

 

2. СОСТАВ БОГОСЛУЖЕНИЙ

       В Православной Церкви на каждый день года приходится какой-нибудь праздник, все праздники делятся на великие, средние и малые. Самая торжественная служба — всенощное бдение — совершается вечером накануне великих праздников (это двунадесятые праздники, а также Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Покров Пресвятой Богородицы) и накануне субботы. В остальные дни состав службы зависит от значимости праздника: чем он менее важный, тем больше с ним совмещается других памятных дат и, соответственно, больше читается (или поется) текстов. Каких святых и какие священные события вспоминает Православная Церковь в тот или иной день года, указывает «Месяцеслов». Помимо текстов, закрепленных за днями года, в состав церковной службы входят тексты, относящиеся ко дням недели (например, вторник посвящен Иоанну Предтече, четверг — апостолам и Николаю Чудотворцу и т. д.). Службы суточного круга имеют собственные тексты. Как же совмещаются все эти богослужебные материалы?
       Богослужебные тексты Православной Церкви включены в целый ряд книг (Часослов, Октоих, Минея, Триодь), но пользоваться ими невозможно без одной, самой главной — Типикона. В Типиконе указывается, в каком порядке, в какие дни и часы и каким образом соединяются и вычитываются тексты из богослужебных книг. Суточное богослужение составляет «остов» любой церковной службы (вечерня и утреня совершаются всегда!), этот остов «обрастает» текстами из годового и седмичного (недельного) круга. В основе богослужебных текстов лежит Священное Писание. Чтение Евангелия, например, включено и во всенощное бдение, и в Божественную литургию, и в ряд других служб. Однако больше всего употребляется в богослужении Псалтирь. Помимо библейских текстов используются сочинения церковных песнописцев (гимнография) — как древних, так и современных авторов. Содержание текстов, входящих в богослужение, носит разный характер: собственно молитвы, изложение догматов веры, повествовательно-описательные тексты, а также пояснительные к тому, что происходит на службе. Одни тексты поются церковным хором, другие читаются церковно- и священнослужителями, часть постоянных текстов в зависимости от важности службы либо читается, либо поется.
       В целом все тексты православного богослужения называются молитвословиями. Помимо них, в «ткань» церковной службы вплетены обряды и таинства. Например, каждение (сжигание ладана с помощью кадила) в начале вечерни — это обряд; елеопомазание (крестообразное помазание маслом лба верующим) на утрене во время всенощного бдения и в другие торжественные службы — обряд; освящение плодов на праздник Преображения Господня и освящение веток вербы на праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) — тоже обряды. В широком смысле к богослужебным обрядам относится церковное пение. Обряды — это то, в какой форме верующие выражают свое почитание Бога. Православные разных стран по-разному выражают свою веру. Например, в русских храмах на службе поет, как правило, один церковный хор, а в Греции, сколько бы ни было певчих на службе, они всегда разделяются на два хора, которые поют попеременно. То же касается и системы церковного пения: общим для всех является осмогласие (восемь гласов — это мелодии, на которые распеваются тексты), но в некоторых местностях характер исполнения гласов настолько отличен, что сложилась дополнительная система распевов (знаменный, греческий, болгарский, киевский).
       Что касается таинств, то в практике Русской Православной Церкви с богослужением соединены таинства причащения (оно всегда совершается на Божественной литургии) и покаяния, т. е. исповедь (она может проводиться как во время вечернего богослужения, так и утром, до таинства причащения). Таинства совершаются как бы параллельно с течением службы, в отличие от обрядов, которые последовательно включены в состав богослужения.
       Тем, кто незнаком с православным богослужением, конечно, трудно уловить сразу все особенности церковной службы. Ее богатство будет открываться постепенно, на протяжении не только месяцев, но и лет. Чтобы лучше почувствовать дух богослужения, можно обратить внимание на период Великого поста. В это время церковного года порядок богослужения, его состав резко отличаются от обычного. Стоит побывать на службах Страстной седмицы — последней недели перед празднованием Светлого Христова Воскресения. Недаром каждый день этой недели назван Великим: страстные богослужения уникальны и не имеют равных по глубине религиозного чувства.

 

3. УЧАСТНИКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ

       Большим заблуждением является взгляд, что в богослужении участвуют священнослужители, а люди приходят в храм, будто зрители, послушать церковное пение и посмотреть на обряды. Выделение церковных певцов из среды верующего народа произошло исторически — первоначально на богослужении пели все присутствующие в храме. Священнослужители тоже предстоят Богу от лица всего церковного собрания, а не заменяют собой его. Например, когда диакон (или священник) возглашает молитвенные прошения (ектений), а хор отвечает: «Господи, помилуй!» (или «Подай, Господи») — это обращение к Богу всех собравшихся в храме, но устами диакона и хора. Таким образом, в богослужении — в разной форме — участвуют все.
       По учению Церкви, жизнь каждого православного человека — это путь в Царство Божие, подготовка к вечной жизни. И православное богослужение, с его непривычной организацией времени, обрядами и таинствами, дает первый опыт соприкосновения с вечностью. Он состоит хотя бы в том, что люди участвуют в богослужении не одни — вместе с ними незримо молятся на службе святые и ангелы. Это великая тайна православного богослужения.

 

4. СИМВОЛИКА ОСНОВНЫХ СЛУЖБ

       Вечерня, утреня, литургия содержат постоянные тексты, к которым ежедневно добавляются (в соответствии с днем церковного календаря и днем недели) молитвословия (чаще всего песнопения), посвященные конкретным святым или священным событиям. Попробуем проследить в общих чертах символику служб без учета изменяемых текстов.

 

4.1 Вечерня

       Вечерня начинается каждением алтаря, что символизирует сотворение мира. Затем священнослужители кадят весь храм, показывая, что Божья благодать наполнила весь мир. Это сопровождается чтением (пением) 103-го псалма, восхваляющего Творца и Его творение. По его окончании царские врата иконостаса закрываются, что означает: двери рая после грехопадения первых людей для человечества закрылись. После ектений и праздничных текстов (изменяемых) следует древний гимн, датируемый II-III вв.: «Свете тихий святыя славы Бессмертнаго Отца Небеснаго…» В гимне говорится, что верующие, видя лучи заходящего солнца, славят Святую Троицу (Отца, Сына и Святого Духа), потому что Христос, Сын Божий, явил миру истинный и немеркнущий свет, свет Небесного Отца — Источника жизни. Далее в состав вечерни входит еще одно важное молитвословие: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…» Здесь благодарение Богу переплетается с прошением у Него милости и помощи в избавлении от грехов. После ектений и праздничных текстов (изменяемых) звучит молитва, произнесенная Симеоном Богоприимцем, увидевшим младенца Христа на руках Богоматери, — «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…», и другие молитвы («Трисвятое», «Отче наш»). Таким образом, вечерня завершается на проникновенной ноте ожидаемой встречи со Спасителем. Как предзнаменование радости этой встречи открываются царские врата (на время праздничного песнопения и ектений).

 

4.2. Утреня

       Утреню открывает шестопсалмие: в полумраке и полной тишине читается шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142) — высокий образец духовной поэзии, передающий скорбь человека о своих грехах и упование на милость Бога. Эта часть службы — образ Страшного Суда. Но вот (после ектений) зажигается свет и поются стихи «Бог Господь, и явися нам…». Это означает долгожданное явление миру Спасителя. О Его грядущих страданиях и смерти говорится в читаемых после этого псалмах, за которыми следует покаянный 50-й псалом. Центральная часть утрени — канон (праздничное изменяемое молитвословие). Затем звучит песнь Богородицы («Величит душа моя Господа…» с припевом «Честнейшую херувим»), в это время священнослужители кадят весь храм, что изображает духовное благоухание, растворившееся в мире благодаря Божией Матери. В конце утрени содержится великое славословие «Слава Тебе, показавшему нам свет!», которое начинается торжественной нотой встречи с Господом, а заканчивается покаянной интонацией, свидетельствующей о том, что грех отдаляет человека от Бога.

 

4.3. Божественная литургия

       На преодоление расстояния между человеком и Богом, на соединение с Ним и направлена Божественная литургия. В течение этой службы происходит таинство причащения, причем совершает его, по учению Церкви, Сам Христос (через священника). Пронизывая Своим Божеством специально приготовленные хлеб и вино (они называются Святыми Дарами и в определенный момент прелагаются в Тело и Кровь Христовы), Христос наполняет Своим животворным присутствием каждого причащающегося человека.
       Литургия состоит из трех следующих друг за другом без перерыва частей: проскомидии (совершается тихо в алтаре, пока чтец в храме читает службу 3-го и 6-го часа, и заканчивается каждением храма), литургии оглашенных (начинается возгласом священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков» и заканчивается словами диакона «Изыдите, оглашенные, изыдите…») и литургии верных (в ее начале поется Херувимская песнь «Иже херувимы тайно образующе»). С одной стороны, через символику действий всей службы последовательно разворачивается земная жизнь Иисуса Христа. Рождение Богочеловека в Вифлееме и поклонение Ему волхвов (проскомидия), крещение, выход на проповедь и сама проповедь (литургия оглашенных), вход в Иерусалим, шествие на Голгофу, явление воскресшего Спасителя и Его вознесение (литургия верных). С другой стороны, вся литургия — это ежедневно возобновляемая и непрерывно продолжающаяся Тайная вечеря, та самая, на которой Иисус Христос впервые совершил таинство причащения. Вот почему Божественная литургия не включена в суточный круг богослужений — она лежит в иной, вневременной плоскости, и каждый человек, приступающий к причастию, становится, таким образом, участником Тайной вечери. Это и подтверждает реальность соединения верующих со Христом.

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

944

Перейти к верхней панели