Поминовение усопших

1. ПУТЬ ДУШИ В МИРЕ ВЕЧНОСТИ
2. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ И ОБРЯДЫ
2.1. Отпевание
2.2. Похороны и поминки
3. ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

       С православной точки зрения жизнь христианина не может быть достойной, если она прожита без внутренней подготовки к смерти, если человеком не двигала мысль о Царстве Небесном и вечной жизни. Способность без уныния и отчаяния помнить о том, что земная жизнь может прерваться в любой момент и душа предстанет перед Богом, Святые Отцы назвали памятью смертной. Они считали, что это качество необходимо развивать каждому христианину, потому что оно помогает обрести трезвое отношение к жизни. Помнить о смерти учит сама Церковь: например, на каждом богослужении в числе прошений, которые верующие возносят к Богу, звучит такое: «Христианския кончины живота (т. е. жизни) нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном судище Христове просим».
       Почему для православных так важен момент кончины? Потому что душа, согласно церковному учению, бессмертна и в час смерти происходит не гибель личности, а отлучение души от тела и ее переход в вечность. Земная жизнь служила лишь преддверием жизни вечной — это становится очевидным только после кончины, когда человеку открывается истинное состояние его души и духовный «багаж», который он вынес из своей жизни, определяет его дальнейшую — уже в перспективе вечности — судьбу.
       Память смертная направлена именно на предощущение того, что будет с человеком после смерти. Никто не знает, что его ждет: райское блаженство или адские муки. В жизни человек постоянно то принимает сторону добра, то совершает зло, и тем самым рай и ад являются для него переменным состоянием. К тому же душа человеческая не может проявить себя в полной мере — ее сдерживают возможности собственного тела, внешние обстоятельства, воля других людей. Зачастую человек за житейской суетой не осознает, какие страсти коренятся в его душе и насколько он бессилен против них. Но перешагнув в вечность и оставив все земное, в том числе свое тело, человек, свободный от ограничений, оказывается наедине с собой и узнает реальный «вес» своей души. Теперь он не в силах что-либо менять и пребывает лишь в одном состоянии: блаженном или мучительном. Смерть действительно становится для человека рождением в новом измерении. Не случайно православные христиане отмечают память каждого святого в день его кончины.

 

1. ПУТЬ ДУШИ В МИРЕ ВЕЧНОСТИ

       Представления о том, что происходит с душой умершего, относятся к области церковного предания: они связаны, с одной стороны, с духовным опытом, который святые получили в откровениях, с другой стороны, с символическим толкованием событий, происходивших после смерти Христа Спасителя. Согласно православному мировоззрению, путь души в вечности можно обозначить через этапы: третий день после смерти, девятый день, сороковой день, ожидание всеобщего воскресения мертвых, Страшный суд.
       Первый раз душу умершего приводят к Богу на третий день, до того она еще невидимо пребывает в земном мире и свободно устремляется в те места, которые особо дороги и памятны ей. Переломный момент наступает в сороковой день. До него душа человека испытывается: сначала через встречу с добром (с третьего по девятый день), потом через мытарства (проверка на сродность злу и страстям). На сороковой день, по завершении этого «самоопределения», душа в третий раз предстает перед Богом (перед этим она возвращалась к Нему в девятый день), и то, чем душа полна, увлекает ее либо ближе к Господу, либо дальше от Него — в бездну мучения. В новом состоянии душа умершего будет пребывать до Второго пришествия Христа, срок которого неизвестен. Таким образом, на сороковой день происходит частный, или предварительный суд.
       Можно сказать, что участь человека в сороковой день предрешена; ее изменение может последовать только по бескрайней Божьей милости на Страшном суде, который произойдет в конце времен при Втором пришествии Спасителя. Тогда все люди, жившие когда-либо на земле, воскреснут, их души соединятся с телами, которые, с одной стороны, будут такими же, как при жизни, с другой — обретут новые качества, например, бессмертие. И окончательный суд для каждого человека произойдет уже в единстве его тела и души. Это важный момент: ведь если до Страшного суда нераскаявшийся грешник испытывал муки душевные, после Суда (если его участь не изменится) к ним добавятся и физические страдания.
       Третий, девятый и сороковой дни выбраны особыми вехами посмертного «пути» человеческой души, потому что эти дни имели свое значение в посмертной судьбе Спасителя. В третий день Он воскрес, на девятый день явился апостолу Фоме и другим ученикам, на сороковой — вознесся на Небо. К этим же срокам в Православной Церкви приурочены и поминальные службы. Причем сороковой день выделен особо. Так, панихиду по умершему совершат в сороковой день независимо от того, на какой период церковного года он выпал. А вот если третий или девятый день придется на будни Великого поста. Страстную или Светлую недели, то поминальные службы будут перенесены. Изменение состояния души на сороковой день отражается даже в церковном именовании покойного: до сорокового дня, пока испытание его души продолжается, человека называют новопреставленным, а после этого — усопшим, потому что пока душа будет ждать всеобщего воскресения, она как бы спит, умершей ее не назовешь — истинная гибель наступит, если после Страшного суда человек попадет в ад, ведь, по церковному учению, это и есть небытие.

 

2. ПОГРЕБАЛЬНЫЕ МОЛИТВЫ И ОБРЯДЫ

       Память смертная, столь необходимая каждому христианину, обретается далеко не всеми, лишь святые и подвижники путем молитв и размышлений о Боге развивают в себе умение не привязываться сердцем ни к чему земному и всегда помнить о своем несовершенстве и неизбежности Божьего суда. Большинство людей, и даже христиан, не готовы к смерти. Поэтому когда душа переходит в вечность, земные привязанности и пристрастия остаются с ней, и поскольку в новом бесплотном мире их никак не удовлетворить, душа умершего испытывает беспокойство. Иной мир странен и непривычен, и то, что придется увидеть и испытать в течение сорока дней, неведомо и страшно. Поэтому близкие и родственники покойного, как бы ни была горька разлука с дорогим человеком, могут реально помочь ему и проявить свою любовь, если будут молиться, мысленно сопереживая его душе.
       Молиться о том, чтобы душа новопреставленного нашла покой и место, где нет ни боли, ни печали, ни сожаления, особенно важно в течение сорока дней с момента смерти. Недаром, чтобы усилить молитвенную поддержку, к домашним молитвам добавляют сорокоуст — молитву, которую священнослужители сорок дней возносят в храме. Чтобы заказать сорокоуст, подают церковную записку с указанием имени, полученного умершим при крещении, и даты смерти. Кроме того существует благочестивый обычай читать сорок дней Псалтирь (в первые дни перед телом умершего). Молитвы в первые три дня после смерти помогают тем, кто знал покойного, проститься и примириться с ним, а также призваны укрепить душу, покидающую мир. В девятый день молятся о том, как душа предстанет перед Богом, а в сороковой -о прощении ее грехов и благоприятном исходе частного суда.
       В девятый и сороковой дни, как правило, заказывают в храме панихиду; важно, чтобы на ней помолились все, кому небезразлична судьба усопшего. А прощальную службу — отпевание — совершают на третий день (в порядке исключения позже). При подсчете сроков полезно знать, что первый день после смерти истекает в полночь, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи.

 

2.1 Отпевание

       Отпевание можно назвать последней церковной службой, в которой участвует христианин, недаром гроб с его телом ставят ногами в сторону алтаря, чтобы и лицо усопшего было обращено туда — в таком положении покойный как бы молится в храме. Поскольку в отпевании «участвуют» и тело, и душа (считается, что она присутствует при отпевании), положено совершать эту службу на третий день до похорон, пока еще тело не предали земле и душа не покинула мир.
       Отпевание дает утешение и душе умершего, и его близким, поскольку в песнопениях и текстах церковной службы наряду с тем, что говорится о тленности земного бытия («мы, земные, из земли созданы и в ту же землю опять пойдем, как повелел Создатель»), утверждается непреложность всеобщего воскресения. В отрывке из Евангелия, который читает священник, есть слова Господа: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь… Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин., 5, 24; 28-29). Собравшиеся молятся как раз о том, чтобы Господь даровал душе покойного блаженную жизнь в вечности. Они стоят вокруг гроба с зажженными свечами, и этот огонь символизирует свет будущего воскресения, а также горячую любовь к ушедшему.
       Отпевание служит и прощанием, и проводами покойного. С чем он уходит в мир иной? В левую руку ему вкладывают крест — знак его христианской веры, в правую руку священник влагает свернутый лист с текстом разрешительной молитвы (он прочитывает ее после чтения Евангелия). Свиток с разрешительной молитвой — «подтвердительный документ» о том, что грехи, в которых умерший каялся при жизни, отпущены. Это «разрешение» не касается того, в чем человек не каялся или что утаил на исповеди: умершему еще предстоит суд, на котором откроется вся правда. Поэтому на лоб покойного кладут венчик — ленту, на которой написана покаянная молитва: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». На время отпевания из гроба убирают цветы, чтобы покрыть тело погребальным покрывалом — оно символизирует покров Христа. На грудь умершего кладется икона (если тело будут кремировать, икону забирают домой).
       Прощание (если его проводят не на кладбище) совершают в конце отпевания. Желающие подходят по очереди к гробу и целуют покойного в лоб, а также икону на его груди. Креститься перед покойником не надо. Затем гроб заколачивают, крестообразно посыпав перед этим тело землей (в церкви это делает сам священник). Гроб выносят родные покойного ногами вперед, обнося вокруг аналоя (круг, как известно, символ вечности). Недогоревшие свечи можно поставить на канун. Туда же, по православному обычаю, кладут продукты для поминовения усопшего (чаще всего конфеты, печенье, хлеб и т. п.), приложив записку с именем умершего, чтобы те, кто примет угощение, помолились о его душе; можно раздать эту милостыню нищим возле храма.

 

2.2. Похороны и поминки

       На кладбище, прежде чем опустить гроб в могилу, по церковным правилам положено совершить при зажженных свечах краткое моление — литию. Если не удалось договориться со священником, можно прочитать молитвы самостоятельно: по крайней мере, «Отче наш» и 90-й псалом. Мужчины на кладбище снимают головной убор, женщины покрывают голову. Гроб с телом покойного опускают в могилу ногами к востоку, засыпают землей и в ногах устанавливают крест, чтобы распятие было обращено к лицу погребенного. Крест — символ воскресения и вечной жизни — главное на могиле православного человека, памятник и надгробие имеют второстепенное значение.
       После похорон устраивают поминки — поминальный обед, который, как и милостыня, помогает проявить ради усопшего любовь к ближним. Поминки не предусмотрены Церковью, но она уважительно относится к этой древней традиции и рассматривает ее как незримое молитвенное общение с покойным, поэтому поминки начинают с молитвы об упокоении души новопреставленного раба Божия (рабы Божией) имярек; вместо тостов уместно будет пожелание покойному вечной памяти и Царства Небесного. Поминальные блюда наделены христианской символикой, да и сам обед указывает на то, как апостолы, собираясь за трапезой, ждали воскресшего Спасителя. Явившись Своим ученикам. Он ел мед, поэтому поминки начинают с меда и кутьи (разваренный рис или зерна пшеницы, ржи, ячменя с медом и с изюмом), а в конце приглашенным раздают печенье — апостолы оставляли для Христа хлеб, который в конце трапезы раздавали всем присутствующим. Поминальный стол должен быть скромным: щи (суп), каша, блины, рыба, фрукты, компот или кисель. Спиртные напитки нежелательны, а если они будут, употреблять их надо умеренно и не «чокаться» рюмками.

 

3. ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

       Сорок дней по кончине — время посильной духовной поддержки новопреставленного, и главное даже не то, сколько свечей поставить на канун и подать записок об упокоении, а сколько пожертвовать личного времени и внимания на искреннюю молитву, что отдать в качестве милостыни (есть обычай раздавать вещи из имущества покойного — одежду, книги и т. п.). Но вот сорок дней минули, душе усопшего определилось место в мире вечности, и горько, если это место мучения. Облегчить участь, умолить Спасителя о помиловании теперь могут только прошения близких и общие (церковные) молитвы. По богослужебному уставу поминовению усопших посвящен один день в неделе — суббота. Как правило, если это не праздничный день, в субботу служат панихиду, а в будни после литургии совершают литию. Помимо этих служб в церковном календаре есть дни, в которые полагается заупокойное богослужение общецерковного масштаба. Это:

  • суббота мясопустная — за восемь дней до начала Великого поста;
  • родительские субботы — на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста;
  • Троицкая суббота — накануне праздника Святой Троицы;
  • Радоница — вторник на второй неделе после Пасхи Христовой;
  • Димитриевская суббота — суббота перед 8 ноября (26 октября по ст. стилю) — днем памяти св. Димитрия Солунского.

       Накануне этих дней на вечернем богослужении звучат песнопения на тему смерти, а утром после литургии служат панихиду. Канун с его обычного места переставляют в центр храма, облачения священнослужителей белые — по образу белых одежд, в которых пребывают в ином мире души праведников (рядом с ними верующие и просят упокоить души своих усопших близких). У каждого из дней поминовения свое значение. Так, заупокойные службы во время Великого поста сгруппированы в три субботы из-за серьезного изменения порядка будничных богослужений и потому что литургия совершается не каждый день. Эти родительские субботы можно назвать малыми, а вот мясопустную и Троицкую — вселенскими. Воскресенье после мясопустной субботы посвящено теме Страшного суда, ожидающего всех когда-либо живших людей, поэтому накануне Церковь поминает тех, кто в разные времена умер при трагических обстоятельствах (утонул, был съеден зверями, погиб в катастрофе и т. п.) и не был отпет. Вселенский характер поминовение носит и в Троицкую субботу: смысл праздника Троицы в том, что Сошествием Святого Духа завершилось дело спасения человечества, поэтому накануне праздника Церковь молится о том, чтобы живительная благодать Святого Духа была источником блаженства и для всех усопших.
       Поминать усопших на Радоницу — исконно русский обычай. С этого дня в Церкви возобновляют поминальные службы, верующие стремятся разделить радость Светлого Христова Воскресения с умершими предками и посещают кладбища. Русскими днями поминовения являются и Димитриевская суббота (обычай установил Димитрий Донской, который совершил в этот день поминовение воинов, павших на поле Куликовом), и 9 мая.

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

309

Перейти к верхней панели