Посты и праздники

1. ПОСТЫ
1.1. Однодневные посты
1.2. Многодневные посты
1.3. Великий пост
1.4. Вход господень в Иерусалим и страстная неделя
2. ПРАЗДНИКИ
2.1. Пасха — праздников праздник
2.2. Праздники пасхального периода
2.3. Рождество Христово и Крещение
2.4. Праздничные тропари
РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ
ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

       Приняв православную веру, человек становится наследником христианской традиции, которую заложили Пресвятая Богородица, Иисус Христос и другие участники Священной Истории и продолжали на протяжении двух тысячелетий подвижники и святые. Чтобы самому стать носителем православной традиции, необходимо воспринять духовный опыт предшественников. Этому помогает церковный календарь: многовековая история христианства сосредоточена в нем в пределах года, каждый день на богослужении вспоминаются то или иное событие и те или иные святые. Может показаться, что из года в год в Церкви повторяется одно и то же. Но это не совсем так, потому что некоторые праздники, посты и дни памяти святых в течение года имеют фиксированную дату, а другие зависят от подвижной даты Пасхи Христовой, и совмещение первых со вторыми каждый год дает неповторимую комбинацию. В самой же цикличности годового круга богослужений заложен глубокий смысл: опыт христианства настолько велик, что постигается всю жизнь, с каждым годом христианин по мере духовного роста открывает что-то новое в том или ином празднике или житии святого, наконец, вряд ли кому удается сразу побывать на всех службах церковного года. Его основу составляют посты и праздники, и их чередование приучает православного человека к определенному — духовному — ритму жизни.

 

1. ПОСТЫ

       Часто говорят, что в Церкви каждый день праздник. В широком смысле это так, но больших православных праздников не так уж много. Зато дней поста в церковном календаре значительно больше — в иные годы насчитывается до двухсот. Пост — воздержание от скоромной пищи (мяса, яиц, масла, молока) и умеренное потребление любой еды и питья — не только физически, но и духовно дисциплинирует православного человека, потому что, по словам святителя Василия Великого, сколько отнимешь у тела, столько придашь силы душе. Церковный пост воспитывает волю христианина и помогает восстанавливать внутреннюю гармонию в себе: по Божественному замыслу тело должно служить человеку, а не наоборот, и лишь вследствие грехопадения первых людей плоть (физиологические потребности) стала подавлять дух.
       Святые отцы сравнивали человеческое тело с ослом, на котором христианин должен доехать до Царства Небесного: если осла недокормить — он свалится, если перекормить — взбесится. Церковный пост, по мысли Святых отцов, помогает держаться золотой середины. При этом к нему надо подходить разумно: недаром Уставом Церкви предусмотрены послабления в посте для престарелых и больных, беременных и кормящих женщин, для тех, кто работает в тяжелых условиях, путешествует или проходит воинскую службу. Корректировку строгости поста желательно согласовать с духовником.
       Ограничение в пище — не единственное условие поста: он подразумевает также воздержание от супружеской близости, развлечений, сдержанность в эмоциях — в дореволюционной России во время постов закрывали театры и не давали балов. В церковном сознании пост неотделим от молитвы и милостыни, ведь главное в нем не то, в чем себе отказать, а то, что ты принесешь при этом Богу и ближним.
       По части ограничений в пище православный пост имеет несколько степеней: самая строгая предполагает полное воздержание (например, в Великую Пятницу на Страстной неделе), при самой мягкой допускается в пищу рыба. Посты в течение года неодинаковы по строгости, помимо того, действует правило: если на постный день приходится по календарю большой праздник — пост ослабляется. Например, праздник Преображения Господня отмечают во время строгого Успенского поста, когда рыба не разрешена. Но ради праздника в день Преображения (19 августа по новому стилю) рыбу есть можно.

 

1.1. Однодневные посты

       Посты в течение года бывают многодневные и однодневные. Самая древняя христианская традиция — поститься по средам и пятницам: в память того, что в среду Иуда предал Спасителя, а в пятницу Иисус Христос страдал и умер на Кресте. Также днями скорби, к которым приурочен пост, являются праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). К постным дням относятся сочельники — канун Рождества Христова (6 января) и канун Крещения Господня (18 января), когда по Уставу Церкви положено есть только сочиво — размоченные водой или сваренные на меду зерна пшеницы либо кутью. В особо праздничные периоды церковного года пост по средам и пятницам отменяется: это Святки (7-17 января) и сплошные седмицы (недели) — третья и последняя недели перед Великим постом, неделя после дня Пасхи и неделя после дня Святой Троицы. Помимо того, пост сред и пятниц может ослабляться в зависимости от того, какие праздники приходятся на эти дни. Например, если это Рождество или Крещение Господне, пост отменяется полностью; если в среду или пятницу случились Сретение, Рождество Богородицы, дни памяти апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова и некоторые другие, — ограничение на мясо и молочную пишу остается, но разрешается рыба и т. д.
       Все правила относительно постов и рациона питания приведены в церковных книгах («Типикон», «Номоканон» и др.), но для удобства пользования Русская Православная Церковь ежегодно составляет и издает специальные календари.

 

1.2. Многодневные посты

       Многодневных постов в православии четыре: Рождественский (28 ноября — 6 января — здесь и далее по новому стилю). Великий (начинается за семь недель до Пасхи Христовой), Петровский (начинается спустя неделю после праздника Святой Троицы и до 11 июля) и Успенский (14-27 августа). Смысл многодневного поста — подготовка верующих к достойной встрече праздника, недаром четыре поста предшествуют соответственно Рождеству Христову, Пасхе, дню памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и Успению Божией Матери. Рождественским и Великим постами отмечены в церковном году начало и конец земной жизни Спасителя, т. е. Его пришествие в мир и воскресение после крестной смерти. Петровский пост исторически возник как «восполняющий», т. к. первоначально устраивался для тех, кто не смог достойно провести Великий пост, и лишь позднее обрел значение апостольского и стал всеобщим. Успенским постом православные выражают свое почтение Божией Матери и пытаются подражать Ее подвигу: Пресвятая Богородица, будучи непорочной, всегда постилась и молилась. Кроме того, Успенский пост некоторым образом перекликается с Великим: оба связаны с событиями смерти, но свидетельствуют, что ее власть над людьми кончилась — и Христос, и Божия Матерь своей кончиной нарушили естественные законы; покинув этот мир физически. Спаситель и Богородица не оставляют людей Своим заступничеством.
       По степени строгости многодневные посты различаются так: Великий и Успенский наиболее строгие, Петровский пост относительно мягок (в современной приходской практике вкушают рыбу). Рождественский пост до 19 декабря (день памяти Николая Чудотворца) близок Петровскому, а требования во второй его половине достаточно строги. Обдумывая рацион питания на время многодневных постов, полезно обратиться к опыту наших предков: в русской кухне активно использовались грибы, бобовые, орехи, овощи, крупы, рыба. Увлечение современными изысканными «постными» продуктами и блюдами, подчас весьма дорогими, не совсем соответствует идее церковного поста. Святитель Иоанн Златоуст объяснял смысл воздержания в пище так: постный стол выходит дешевле скоромного, нужно подсчитать образовавшуюся разницу в стоимости и отдать эти деньги нищим.

 

1.3. Великий пост

       Великий пост — самый главный и самый древний из постов: в первые века христианства в календаре был только он. Следует отличать Великий пост от Великопостного периода, который, помимо самого Великого поста, включает также: три подготовительные недели перед ним (они называются: Мытаря и фарисея, О блудном сыне. Сырная), следующие за постом Лазареву субботу. Вербное воскресенье (церковное название — Вход Господень в Иерусалим) и Страстную неделю.  Собственно шесть недель, образующие Великий пост (начиная с понедельника первой недели и заканчивая пятницей шестой), в сумме дают 40 дней, поэтому другое название Великого поста — Четыредесятница. Подготовку к Пасхе Христовой надо воспринимать исходя из «драматургии» именно Великопостного периода.
       Сначала Церковь постепенно, неделю за неделей начинает настраивать верующих на то, чтобы им захотелось поститься: на службах появляются песнопения на темы покаяния. Так, на первой неделе вспоминается евангельская притча о мытаре и фарисее, и Церковь призывает верующих возненавидеть гордыню фарисея и учиться «благоумиленной молитве» у мытаря. Вторая неделя посвящена притче о блудном сыне — классическому примеру покаяния грешника и милосердия Бога; в песнопении «Объятия Отча» звучит не только мольба блудного сына, но и обращение к Небесному Отцу каждого верующего человека: «Объятия Отча отверсти ми потщися; …обнищавшее мое сердце не презри». В подготовительные недели поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Его текст аллегорически передает то состояние, в котором находится душа человека, ставшего пленником страстей: он горько переживает свою удаленность от небесного мира и жаждет избавления.
       Третья — Сырная — неделя посвящена теме Страшного Суда, ее песнопения призваны не столько устрашить, сколько сподвигнуть к покаянию, ведь в православии считается, что на Страшном Суде будут осуждены те, кто не каялся. Эта неделя широко известна под названием Масленицы, но ее второе название — Мясопустная, т. к. по Уставу Церкви с этого момента уже исключается из рациона мясная пища. Можно сказать, что пост частично начинается еще до начала поста. То же и в богослужении: именно на Сырной неделе характер построения церковных служб наполовину приобретает черты постового богослужения. Многим известно, например, что Великим постом в храмах читают молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Эта удивительная покаянная молитва совершается с определенным порядком поклонов: три земных, двенадцать поясных полных и один земной. Но мало кто знает, что молитву Ефрема Сирина начинают читать еще до начала поста — на службах Сырной недели.
       Последнее воскресенье перед Великим постом называют Прощеным. Если вслушаться в песнопения этого дня, станет ясно, что главная его тема — изгнание Адама из рая: сидит Адам, видя перед собой рай, и горько плачет о том, что потерял. Разве это не образ всего человечества? И не увидит ли в Адаме каждый себя? Это кульминация подготовительного периода, и не случайно Прощеное воскресенье завершается чином прощения — первым покаянным действием, когда верующие и духовенство просят друг у друга прощения. После этого все в храме облекается в черные одежды и покровы, начинается Великий пост.
       С точки зрения Устава Православной Церкви, величие Великого поста состоит в том, что принцип воздержания касается не только питания и удовольствий, но даже богослужений. Если в остальное время года в храмах ежедневно совершается Божественная литургия, самое главное в которой — Евхаристия (причащение), то на период Великого поста обычная литургия служится только в субботу и воскресенье. Для тех, кто хочет причаститься в будние дни поста, только в среду и пятницу служат Литургию Преждеосвященных Даров, т. е. причащают Дарами, освященными прежде, в воскресенье. Сами службы Великого поста обретают иную окраску: они более продолжительны, в них мало песнопений, мелодии аскетичны, много чтений, часты молитвы с земными поклонами и коленопреклонением. Но главное — заметно меняется строй богослужений, можно сказать, что богослужебное время в период Великого поста начинает «работать» по-другому. Например, утренняя служба в храме в обычное время года включает в себя 3, 6-й часы и литургию, а Великим постом — утреню, 1, 3, 6, 9-й часы, изобразительны, вечерню (а по средам и пятницам еще литургию Преждеосвященных Даров).
       Чтобы верующим было легче проходить путь Великого поста, своеобразными вехами в нем служат воскресные дни. В первое воскресенье вспоминают события IX в., когда в Византии после долгого периода иконоборчества было окончательно восстановлено почитание икон. В честь этого Церковь празднует Торжество православия. За вторым воскресеньем поста закреплен день памяти святителя Григория Палаты, выразившего учение о несотворенном Божественном свете (Фаворский свет), свидетельствующем о присутствии Бога в мире. Поскольку церковный пост предполагает перераспределение свободного времени, в частности большее внимание молитве, воспоминание о Фаворском свете не случайно: по церковному учению, созерцать этот свет могут те, чья внутренняя молитва глубока.
       В третье воскресенье, приближающее верующих к середине поста, для поклонения выносят из алтаря в центр храма крест. Вся четвертая неделя называется крестопоклонной. Так Церковь укрепляет верующих в испытании постом, напоминая, что Спасителю на Кресте было несоизмеримо тяжелее. Четвертое воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника, прозванного так по написанной им книге «Лествица». Она стала не только руководством для монахов, но и путеводителем духовного совершенствования для мирян. Пятое воскресенье является днем памяти преподобной Марии Египетской — ее пример покаяния и обращения к Богу настолько ярок, что в среду пятой недели Великого поста на вечерней службе прочитывают целиком житие преподобной Марии. Вместе с ним читают целиком покаянный канон Андрея Критского, который по частям читается первые четыре дня поста. Вечерняя служба в среду пятой недели длится не менее четырех часов, поэтому ее называют стоянием Марии Египетской. Повторное чтение Великого канона Андрея Критского, вершины церковной поэзии на тему покаяния, словно духовный камертон, дает возможность каждому проверить, что изменилось в его душе за месяц поста. А тем, чья душа еще не восстала от сна, говоря словами Андрея Критского, напоминается, что пост уже близок к концу и еще не поздно обратиться к покаянию.
       Суббота пятой недели Великого поста называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или суббота Акафиста. Накануне вечером в храме с коленопреклонением читают акафист Божией Матери. Эта красивая служба, уникальная, как и некоторые другие службы Великого поста, посвящена воплощению Сына Божия, которое произошло через Деву Марию, поэтому в богослужебных текстах звучит тема Благовещения Пресвятой Богородицы.
       В отношении воздержания в пище недели Великого поста имеют разную степень строгости. «Внутренние корректировки» связаны с темами постовых богослужений и степенью физической нагрузки на службах. И, конечно, действует принцип облегчения поста в большие праздники, например, на период Великого поста часто попадает праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю): ради него в этот день служат обычную литургию и разрешена рыбная пища. Так же остро ощущается торжество праздников по окончании поста — в Лазареву субботу и Вербное воскресенье: во-первых, строй богослужений уже не постовой; во-вторых, разрешается рыбья икра (в субботу) и рыбная пища (в воскресенье).

 

1.4. Вход господень в Иерусалим и страстная неделя

       Это особое время церковного года, адекватно пережить которое можно только пройдя путь подготовки Великим постом. Четыредесятница кончилась, но пост не снят. Лазареву субботу вспоминают, как Христос накануне Своего Входа в Иерусалим воскресил в Вифании брата Марфы и Марии Лазаря, пролежавшего в гробу четыре дня. Это событие явственно показывало, что Христос – Богочеловек: как человек Он заплакал об умершем друге и как Бог вернул его к жизни. Также воскрешение Лазаря стало прообразом воскресения Христа и всеобщего воскресения мертвых, поэтому Лазарева суббота отмечается Церковью очень необычно: богослужение этого дня в некоторых чертах похоже на воскресную службу.
       На следующий день празднуется Вход Господень в Иерусалим – самый печальный церковный праздник, показывающий, как непостоянна вера людей: вчера они видели, что Христос воскресил Лазаря, сегодня славят Христа как царя, а через несколько дней будут требовать распять его. Накануне на вечерней службе освящают цветущие ветви вербы (отсюда второе название праздника) или пальмовые ветви, с которыми верующие должны стоять в храме по образу тех людей, что встречали Христа в Иерусалиме. Церковный день заканчивается вечером, и значение уходящего праздника прозвучит в словах священника на вечерней воскресной службе: «Грядый (т. е. идущий) Господь на вольную страсть (т. е. страдание) нашего ради спасения, Христос, истинный Бог». Так, с Входа Господня в Иерусалим начинается добровольное шествие Христа на муки и смерть, поэтому наступающая неделя называется Страстной. Церковь в эти дни предлагает каждому вместе с Христом пройти крестным путем. Пост становится особенно строгим.
       По величию вспоминаемых событий каждый день Страстной недели назван великим. Рассказ об этих богослужениях занял бы целую книгу. Лучше побывать на них, например, в Великий Четверг вечером, когда будут читать 12 отрывков из Евангелия, в Великую Пятницу, когда зазвучат пронзительные песнопения погребения Спасителя, и в Великую Субботу утром, когда все в храме живет предвкушением Воскресения Христа и черные облачения меняются на белые. Без этих служб радость Пасхи будет неполной.

 

2. ПРАЗДНИКИ

       В дни православных праздников Церковь призывает верующих отложить все житейские заботы и посвятить свое время чествованию Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Чтобы ощутить атмосферу каждого праздника, лучше всего побывать в храме на богослужении. По его характеру и составу можно судить, насколько важен этот день в церковном календаре.
       Дело в том, что любая служба церковного года по определенным правилам совмещает в себе разные тексты, относящиеся к времени суток, дню недели и дню года. Чем важнее праздник, тем больше в богослужении текстов, посвященных именно ему, и тем торжественней характер песнопений. Вечерняя служба накануне самых значимых праздников наиболее полная и называется всенощным бдением.
       К важнейшим православным праздникам относят двунадесятые (от старославянского слова «дванадесять» — двенадцать) и великие (их пять). В свою очередь эти праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Последние отличить легко: в их дни священнослужители надевают облачения голубого цвета, потому что он символизирует чистоту и непорочность Девы Марии. Богородичными праздниками являются: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября – здесь и далее по новому стилю), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Сретение Господне (15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) и относящийся к великим праздник Покрова Божией Матери (14 октября). Также в голубых облачениях служат в те дни, когда Церковь вспоминает события, связанные с чудотворными иконами Божией Матери. Стоит отметить, что принятая в Русской Православной Церкви традиция закреплять за церковными праздниками цветовую символику достаточно условна и может расходиться с обычаями других православных стран.
       К Господским праздникам относят: великий праздник Обрезания Господня (14 января), двунадесятые Воздвижение Креста Господня (27 сентября). Рождество Христово (7 января). Крещение Господне (19 января). Вход Господень в Иерусалим (воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (40-й день после Пасхи, т. е. четверг шестой недели), Троицу, или Пятидесятницу (50-й день после Пасхи, т. е. седьмое воскресенье). Преображение Господне (19 августа), а также Воскресение Христово, или Пасху (дата определяется ежегодно). У перечисленных праздников разные смысловые оттенки, поэтому их цветовая символика неодинакова. Так, на Рождество, Крещение, Вознесение, Преображение священнослужители служат в белых облачениях: белый символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет, который Христос принес в мир. Вход Господень в Иерусалим и Троица окрашены в зеленый: это символ вечной жизни, которую Господь Жизнодавец дает людям. Воздвижение Креста Господня, как и воскресные службы Великого поста, имеет редкий богослужебный цвет — фиолетовый, его символика соединяет чистоту (голубой) и жертвенную любовь (красный).
       Основным цветом рядовых служб (как будничных, так и воскресных) является золотой. В малые и средние праздники, посвященные особо чтимым святым, цвет облачений может меняться на зеленый (дни памяти преподобных, юродивых) и красный (службы мученикам) либо оставаться золотым (в честь пророков, апостолов, святителей). Пророки Креститель Иоанн Предтеча и первоверховные апостолы Петр и Павел среди святых выделены особо: праздники в их честь — Рождество Иоанна Предтечи (7 июля), день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля). Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) — имеют статус великих.

 

2.1. Пасха — праздников праздник

       Один праздник в церковном году не входит в число двунадесятых и великих, потому что стоит выше них — это Воскресение Христово. В богослужебных текстах ему дано именование «праздников праздник», «торжество торжеств». Словно в подтверждение этой мысли, на праздничной службе в пасхальную ночь во время пения канона священники попеременно надевают облачения разных цветов, будто все праздники церковного года торжествуют при наступлении Пасхи. Но, конечно, основным цветом Воскресения Христова является красный — цвет Крови, пролитой Спасителем на Кресте во имя спасения человечества, цвет пламенной Божьей любви к людям. В богослужебных текстах праздник так и зовется — Пасха красная.
       Светлое Христово Воскресение — своеобразный центр церковного года, к которому все стремится и от которого многое берет начало. Дело в том, что ряд праздников и дат православного календаря зависит от даты Пасхи: это Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Красная горка, Радоница (день поминовения усопших), Вознесение Господне, Троица, день Всех Святых и др. Поскольку дата празднования Пасхи определяется ежегодно и «кочует» в интервале от 4 апреля до 8 мая, перечисленные выше праздники «двигаются» вслед за ней. Получается некая подвижная цепь богослужений, которая каждый раз смещается в пространстве церковного года в определенных пределах. Эта цепь образует так называемый подвижный годовой цикл от Пасхи до Пасхи, который включает в себя пасхальный период, время, следующее после него, и великопостный период. Внутри подвижного цикла отсчет недель ведется сначала от дня Пасхи, потом от дня Святой Троицы.  Пасха Христова служит «начальной точкой» для еще одной богослужебной традиции. В Православной Церкви на каждой литургии читается отрывок из Евангелия. За год последовательно прочитывают Евангелие от Иоанна, от Матфея, от Марка и от Луки, и чтение начинается именно со дня Пасхи.
       Пасхальный период, как и великопостный, накладывает заметный отпечаток на состав и характер богослужений. Главенство Воскресения Христова выражается прежде всего в том, что это самый продолжительный праздник — он длится 39 дней. В отличие от светских, самые важные православные праздники (Господские и Богородичные, кроме Обрезания и Покрова) отмечают несколько дней, причем каждый из них словно переживается во времени: сначала Церковь ожидает прихода праздника и готовит к нему верующих (это период предпразднства), а после его наступления продолжает празднование — это называется попразднство. В течение всего этого времени богослужение носит праздничный характер и службы отличаются от обыденных. Продолжительность церковных праздников различна, например, у Крестовоздвижения предпразднство один день, а у Рождества Христова и Крещения пять, попразднство Успения длится девять дней, а у некоторых праздников только день.
       Вслед за днем Воскресения Христова начинается Светлая (Пасхальная) седмица. Это неделя, которая проходит на одном дыхании и похожа на большой веселый день, поскольку службы ежедневно строятся по идентичному плану и как бы повторяют торжество пасхальной ночи. Каждый день после литургии совершается крестный ход. В Светлую неделю всем желающим разрешается звонить в церковные колокола, конечно, предварительно получив необходимые объяснения у звонаря в храме.
       Ликование Светлого Христова Воскресения, с его радостным, веселым пением стихир и канона, написанного святым Иоанном Дамаскиным, незабываемо. Пасха действительно торжество из торжеств: только в этот праздник канон (поэтическое произведение из девяти песен и тропарей, объясняющее смысл праздника) целиком поется, тогда как в другие дни церковного года на вечерних службах каноны, как правило, читают. Пасхальные дни пронизаны многократным повторением слов праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех (т. е. умершим) живот (т. е. жизнь) даровав». Первыми в пасхальную ночь его поют священнослужители, встав у закрытых дверей храма, после того как обошли его с крестным ходом. В ответ тропарь поется трижды хором и всеми людьми. После праздничных стихов все не спеша заходят в храм с многократным пением «Христос воскресе из мертвых». В пасхальные дни на возглас священника «Христос воскресе!» народ в храме отвечает: «Воистину воскресе!». Эта форма приветствия временно распространяется и на общение вне храма. До праздника Троицы отменяются земные поклоны, на службах заметно сокращается чтение Псалтири, все время открыты царские врата в алтарь. Празднование Воскресения Христова отражается не только на церковном богослужении — на весь период попразднства меняется состав ежедневного молитвенного правила, так что Пасха в буквальном смысле входит в жизнь каждого христианина.
       Торжество Воскресения Христова — победы жизни над смертью — настолько велико, что с Пасхи до Радоницы в Православной Церкви не совершают заупокойных богослужений, а тех, кто умер в эти дни, отпевают особым чином. «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует», — так сказал Иоанн Златоуст о «светоносном» дне воскресения Христа.

 

2.2. Праздники пасхального периода

       Пасхальный период не ограничивается продолжительным праздником Воскресения Христова. На 40-й день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а на 50-й — Сошествие Святого Духа на апостолов, называемое Пятидесятницей, а в русской традиции более известное как день Святой Троицы. Шесть дней Троицкой недели, служащие периодом попразднства, замыкает день Всех Святых — это и есть крайняя точка пасхального периода, состоящего из восьми недель, первая из которых Светлая, а последняя — Троицкая.
       Почему целых три праздника объединены в пасхальный период? Дело в том, что события воскресения Христа, Его вознесения на небо к Богу Отцу и сошествия Святого Духа на апостолов — словно звенья одной цепи, через них последовательно раскрылось явление людям Триединого Бога, а Троица — Отец, рожденный от Него Сын и исходящий от Отца Святой Дух — самое священное в православном вероисповедании. Бог открылся людям как Троица только после того как на земле появился Иисус Христос. Подтверждением этому звучат в пасхальную ночь на литургии слова из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотню, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин., 1,1; 14). Сын Божий стал плотью, т. е. родился как сын человеческий благодаря согласию Девы Марии и при участии третьего Лица Троицы — Святого Духа. Бог Отец послал Христа в мир, чтобы Божество соединилось с человеческой природой и возродило ее. И Христос Спаситель, воскреснув, победил власть дьявола и спас людей от рабства смерти, открыв им путь к воскресению из мертвых. В событии вознесения Христа чудо спасения людей завершилось: с Христом, вознесшимся на небо в человеческом теле, к Небесному Отцу вознеслась и человеческая природа. Тем самым, по учению Церкви, приобщение к Богу стало возможным для любого человека, небожителем призван стать каждый.
       Наконец, Христос Спаситель, зная, что не всегда будет на земле со Своими учениками, обещал им: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек. Духа истины. Которого мир не может принять, потому что не видит Его» (Ин., 14, 16-17). Сошествие Святого Духа на апостолов в виде языков пламени в 50-й день после воскресения Христа и стало исполнением этого обещания. По сути, так произошло крещение апостолов Святым Духом, и с этого момента начался, можно сказать, период активного соучастия Святого Духа в спасении человечества. Именно Святой Дух возрождает людей к духовной жизни и помогает им обрести веру в Сына Божия, а через нее восходить к Небесному Отцу и исполнять Его волю.
       Этому и посвящен праздник Пятидесятницы, или Троицы. Мало кто знает, что молитва «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…» — самое известное обращение к Святому Духу — взята из праздничных текстов дня Святой Троицы. Во время пасхального периода состав богослужебных текстов корректируется так, что со дня Пасхи до дня Троицы на службах не поют «Царю Небесный» и «Видехом (т. е. видели) свет истинный, прияхом (т. е. приняли) Духа Небесного…». Таким образом, «отлучив» верующих от привычных песнопений. Церковь дает им возможность пережить ожидание Святого Духа и почувствовать себя на месте апостолов. И сколь радостно неоднократное обращение к Животворящему Господу в сам праздник, с каким трепетом и нежностью поют «Царю Небесный» все присутствующие в храме!
       День Святой Троицы считается днем рождения христианской Церкви. Сбылось обещание: Спаситель вознесся на небо, но продолжает пребывать среди христиан в благодати Святого Духа. И подобно тому как ученики Христа готовили себя для действия этой благодати и их последующая жизнь стала проповедью истины Христовой, так и каждый человек, принимая святое крещение, открывает себя Богу для Его животворных даров, а без них невозможны настоящие радость, любовь, молитва, наконец, святость. Святые становятся реальным подтверждением существования Бога. Таким образом, день, посвященный всем святым, служит логичным завершением пасхального цикла.
       Стоит напомнить, что дата Пасхи Христовой и всех переходящих праздников церковного календаря на каждый год определяется православной пасхалией (специальная система календарно-астрономических расчетов). Важно знать, что православная Пасха отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Причем праздник Светлого Христова Воскресения должен быть только после иудейского праздника пасхи.

 

2.3. Рождество Христово и Крещение

       Как праздник Воскресения Христова находится в центре подвижного годового цикла, так среди дней памяти, праздников и постов, даты которых постоянны, центральное место занимает Рождество Христово. Это две «вершины» в церковном году, и в порядке их празднования есть некоторые параллели. Например, богослужение на Рождество, как и на Пасху, проводится ночью. В пятницу накануне этих праздников совершают редкую службу — великие, или царские, часы. К встрече Рождества, как и к Пасхе, православные христиане готовятся сорокадневным постом. Правда, Рождественский пост легче Великого, к тому же на его период приходится целый ряд праздников, что служит дополнительным основанием для смягчения запретов в пище. Спустя неделю с начала Рождественского поста отмечается двунадесятый праздник Введения во храм Богородицы, и на всенощном бдении впервые поются рождественские ирмосы: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите (т. е. встречайте)!» Эти радостные и торжественные песнопения будут повторять каждую субботу в течение месяца. Так, Православная Церковь задолго до Рождества начинает постепенно готовить верующих к грядущему событию.
       Подготовительное значение имеют и два воскресных дня перед праздником. Предпоследнее воскресенье посвящено святым праотцам (начиная от Адама, Ноя, Авраама и других). Они жили задолго до рождения Христа, но верили в то, что в конце веков Он придет в мир и искупит человечество от греха. В последнее воскресенье на богослужении читают книгу родства Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Рождество Христово не случайность, у Спасителя были человеческие предки, и Христос принимает в Свое родство разных людей — святых и грешных. Так накануне праздника Церковь напоминает, что через Рождество Христово и мы вступаем в родство с Богом.
       Праздники Пасхи, Пятидесятницы, Рождества Христова, Крещения (Богоявления) — наиболее древние из христианских, традиция остальных крупных праздников сложилась в V-VII вв. Интересно, что у первых христиан Рождество и Крещение первоначально отмечались в один день (6/19 января) как единое событие Богоявления. Родившись в Вифлеемской пещере, Богомладенец Иисус явился в мир как человек и только через тридцать лет, при крещении Иоанном Предтечей в реке Иордан, Христос явился людям как Сын Божий. Впоследствии праздник Рождества перенесли на 25 декабря (7 января по новому стилю) — это более точная дата, исходя из последовательности событий, описанных в Евангелии. У язычников с этой датой был связан праздник рождения бога солнца, поэтому, чтобы новый праздник вытеснил старые верования, в церковных песнопениях Христа часто стали именовать Солнцем Правды. Именно так обращаются к Нему православные христиане в рождественском тропаре: «Рождество Твое, Христе Боже наш возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кланятися. Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе». В современном церковном календаре праздники Рождества и Крещения буквально перетекают один в другой: после шести дней попразднства Рождества начинается предпразднство Богоявления, а на их стыке стоит праздник Обрезания Господня, более поздний по происхождению.
       Промежуток между Рождеством и Крещением (с 7 по 18 января) называется Святками, т. е. Святыми днями. В этот праздничный период отменяется пост сред и пятниц, устраиваются ярмарки и гулянья, рождественские елки и балы, верующие ходят друг к другу в гости, вручают подарки. В храмах все убрано еловыми ветками, за церковной оградой можно увидеть вертеп, кто-то мастерит его дома с детьми. Рождественский вертеп похож на маленький кукольный театр: делается подобие Вифлеемской пещеры со звездой, куда помещают ясли с Младенцем, фигурки Богородицы, Иосифа, пастухов, волхвов, ангелов и склонившихся над яслями вола и осла. В дореволюционное время с вертепом ходили христославы (те, кто поет колядки) и показывали представление. В наши дни вертеп возле православного храма скорее имеет значение праздничной скульптуры. Колядование — пение духовных народных песен, славящих рождение богомладенца Христа, — самая известная святочная традиция. Православные колядки исполняются хором, у них несложные мелодии и бесхитростные тексты. Христославы ходят по домам, распевая колядки, величают хозяев и желают им благополучия. Сам обычай колядования имеет языческое происхождение, но Церковь наполнила его христианским содержанием, чего не скажешь о другой народной традиции — святочном гадании: его Православная Церковь категорически отвергает.
       Со Святками связан еще один любимый народом обряд — освящение воды. Его совершают в Крещенский сочельник (18 января) и в праздник Крещения (19 января) в память о том, что Христос, войдя в воды реки Иордан, освятил, по учению Церкви, всю воду в мире. Крещенская вода называется агиасмой, что значит «святыня», отношение к ней особое: ее стараются употреблять в случае болезни, пьют утром натощак понемногу. По церковному Уставу великое водосвятие в день Крещения должно происходить на водоемах: в реке, озере, где для этого делается прорубь (иордань). Крещенская вода получает благодатную силу освящать, исцелять и защищать от зла.

 

2.4. Праздничные тропари

       В целом православные праздники приближают к нам Священную историю и историю христианства, а двунадесятые носят смысл живого воспоминания о событиях земной жизни Спасителя и Божией Матери. Эти события в силу значимости обрели какую-то надвременную суть, они переживаются не как прошлое, а как вечное настоящее. И каждый год, встречая тот или иной двунадесятый праздник, верующие словно делают прорыв в вечность. Поэтому в церковных песнопениях о священных событиях часто говорится в настоящем времени (употребляются слова «днесь» (сегодня), «ныне» и т. п.).
       Смысл каждого праздника кратко сформулирован в особом песнопении — тропаре, его повторяют несколько раз во время праздничной службы и весь период попразднства, а также на это время вводят в обиход, например, включают в молитвенное правило, читают перед едой. Каждый праздник выражает определенную богословскую идею, и тропарь служит своеобразной подсказкой, поэтому знать тексты праздничных тропарей и понимать их необходимо. Ниже приведены тропари двунадесятых праздников с переводом на современный русский язык.

 

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

       Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. (Пресвятая Богородица! Ты родилась, и все люди обрадовались, потому что от Тебя родился Христос, наш Бог, наш свет. Он снял с людей проклятье и дал благословение; Он уничтожил смертное мучение в аду и дал нам вечную жизнь на небесах).

 

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

       Спаси, Господи, люди Твоя, И благослови достояние Твое; победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. (Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай православным победы над врагами и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых Ты пребываешь).

 

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

       Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание; в храме Божий ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение. (Сегодня в Божий храм пришла Дева Мария, и люди узнали, что скоро явится милость Божия, скоро Бог спасет людей. Мы будем так хвалить Богородицу: радуйся. Ты даешь нам милость Божию).

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

       Рождество Твое, Христе Боже наш возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися. Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе. (Рождество Твое, Христос Бог наш осветило мир истиной, потому что тогда волхвы, кланявшиеся звездам, со звездой пришли к Тебе, как к настоящему солнцу, и узнали Тебя, как настоящий восход. Господи, слава Тебе).

 

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе. (Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, люди узнали Святую Троицу, потому что голос Бога Отца называл Тебя любимым Сыном, а Дух Святой, в виде голубя, эти слова подтверждал. Ты, Господи, пришел на землю и дал людям свет,
слава Тебе).

 

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш просвещаяй сущия во тьме; веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. (Радуйся, получившая милость Божию Богородица Дева, потому что от Тебя родился Христос Бог наш наше солнце правды, осветившее нас темных людей. И ты, праведный старец, радуйся, потому что ты носил на руках Спасителя наших душ).

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

       Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная. Господь с Тобою. (Сегодня начало нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь: радуйся, благодатная, Господь с Тобою).

 

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

       Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Тем же и мы, яко отроцы, победы знамение носяще. Тебе, Победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. (Ты, Христе Боже, перед своими страданиями воскресил из мертвых Лазаря, чтобы всякий веровал в свое воскресение. Поэтому и мы, зная, что воскреснем. Тебе поем, как прежде пели дети: Осанна в вышних, слава Тебе, пришедшему для славы Божией).

 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. (Ты, Христе Боже, обрадовал своих учеников, когда вознесся на небо и обещал послать им Святого Духа, Ты их благословил, и они верно узнали, что Ты Сын Божий, Спаситель мира).

 

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

       Благословен еси, Христе Боже на иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную. Человеколюбие, слава Тебе. (Ты, Христе Боже, сделал премудрыми простых рыбаков, когда послал им Святого Духа. Апостолы научили весь мир. Слава Тебе за такую любовь к людям).

 

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе. (Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал апостолам Твою Божию славу. По молитвам Богородицы и нам грешным покажи Свой свет вечный. Слава Тебе).

 

УСПЕНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

       В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси. Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. (Ты, Богородица, девой родила Христа и после смерти не забыла людей. Ты опять стала жить, потому что Ты Мать самой Жизни; Ты молишься за нас и спасаешь нас от смерти).

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

178

Перейти к верхней панели