Правила поведения в храме

1. ВХОД И ВЫХОД ИЗ ХРАМА
2. ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ И ЗАПИСКИ
2.1. Пожертвования на храм
3. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНЬ
4. ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
4.1. Крестное знамение
4.2. Преклонение головы
4.3. Поклоны
4.4. Участие в крестном ходе
4.5. Ошибки в поведении
4.6. Дети в храме

       В православии приняты определенные нормы поведения в храме, в основе своей они восходят ко временам апостолов и дополнялись на протяжении всей истории существования Церкви. Частные случаи, касающиеся церковного благочиния (т. е. норм поведения), рассмотрены в «Книге правил», в постановлениях поместных соборов Русской Православной Церкви и в других документах. Церковное благочиние поддерживается традицией. К соблюдению этих норм, конечно, надо стремиться, но не считать, что их незнание — препятствие для посещения храма. «Выучить» все положения церковной жизни по книгам, в отрыве от современной приходской практики все равно невозможно. Поэтому нужно стараться чаще бывать на богослужениях, наблюдать за принятым в храме порядком, если возникают вопросы — интересоваться у знающих людей или у церковнослужителей, а главное — не забывать, что в церковь приходят для встречи с Богом, а не для того, чтобы выполнить «на отлично» все правила.

 

1. ВХОД И ВЫХОД ИЗ ХРАМА

       С церковной точки зрения, в любом православном храме незримо присутствует Бог, поэтому из уважения к святости этого места при входе в храм и выходе из него трижды крестятся, кланяясь в пояс после каждого крестного знамения. Перед тем как войти, уместно мысленно поблагодарить Бога за возможность посещения храма и попросить разрешения войти. Нежелательно без крайней надобности заходить в храм «по пути» — нагруженным покупками, продуктами (в церковь, например, нельзя вносить мясо) или с предметами, не относящимися к церковной службе. Не разрешается входить в храм с животными и птицами. На церковной территории и в храме запрещается курить.
       Мужчинам положено снять головной убор, а женщинам, наоборот, покрыть голову. Это правило основано на высказывании апостола Павла о порядке для молящихся (Кор., 1, гл. И). Соблюдение церковного благочиния — проявление уважения к Богу и верующим людям. Неприлично, если от вошедшего в храм будет пахнуть табаком или спиртным. Также неуместны и вызывающая одежда (слишком яркая, чрезмерно открытая, облегающая и т. п.), обильная косметика, сильный запах духов. У женщин не приветствуются брюки и юбки выше колен, у мужчин — шорты, спортивные майки. Не стоит испытывать терпение верующих неподобающим или экстравагантным внешним видом. Реакция в разных храмах будет неоднозначной: где-то отнесутся снисходительно, где-то сделают замечание, в монастырский храм могут не пустить. Конечно, если человек в беде, ему помогут, как бы он ни был одет. Но не стоит превращать вопрос одежды в камень преткновения. В случае, когда в храм зайти необходимо, но в силу обстоятельств одежда не совсем подходит, можно обратиться за помощью к служителям за свечным ящиком: нередко они держат запасные платки или полотнища-юбки, которые крепятся на поясе поверх брюк.
       В храме обязательно следует отключать звук у мобильного телефона — он нарушает тишину и мешает священнослужителям и хору вести богослужение. Пройдя через притвор в среднюю часть храма, следует вновь, как перед входом, трижды перекреститься с поясным поклоном, выражая почтение святому престолу в алтаре и иконам. Это же делается и при выходе из церкви.
       При встрече со знакомыми в храме приветствие должно быть немногословным. В православном этикете существуют такие формы приветствия, как учтивый легкий поклон и троекратное целование в щеку (у мужчин одновременно с рукопожатием; женщина и мужчина при встрече не целуются). Священнику уместно поклониться, можно попросить у него благословения, обращаясь со словами: «Батюшка, благословите». При этом руки держат на уровне груди, сложив буквой X правую ладонь поверх левой тыльной стороной вниз. Священник, отвечая «Бог благословит!», крестит просящего и кладет ему на руки свою правую руку — по обычаю, ее следует поцеловать в знак почтения к священному сану: считается, что рукой священника человека благословляет Сам Бог.
       Если богослужение уже началось, не стоит ходить по храму без особой надобности — это может мешать молящимся. Если хочется рассмотреть церковное убранство, познакомиться с иконами, лучше сделать это, когда в храме нет службы. Чтобы произвести фото-, видеосъемку, аудиозапись, необходимо взять разрешение у настоятеля или дежурного священника.
       Если вам сделали замечание, стоит проявить смирение, извиниться. При явно неадекватной или угрожающей форме замечаний лучше перейти в другую часть храма и не поддаваться искушению: с православной точки зрения, бесы всеми силами противятся встрече человека с Богом и используют разные способы, чтобы «выгнать» его из храма. Следует знать, что замечания, как правило, могут делать те, кого благословили следить за порядком в храме. При всех возникающих вопросах лучше обращаться к таким людям или к служащим за свечным ящиком.

 

2. ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ И ЗАПИСКИ

       Обычно в храм приходят за 10-15 минут до начала службы, чтобы помолиться за своих близких — поставить свечи, подать записки о поминовении. Если богослужение уже началось и в церкви много народу, лучше не мешать молящимся и дождаться окончания службы. В крайнем случае можно выбрать подходящий момент, чтобы, не отвлекая окружающих, поставить свечу либо передать ее, указав, к какой иконе. Церковные записки подают служителям за свечным ящиком, там же приобретают свечи.
       Обычай зажигать свечи перед священными предметами древний. В православном храме их ставят в подсвечники, расположенные возле икон и рак с мощами святых, а также на канун (столик для поминовения усопших); самый крупный подсвечник находится в центре храма. Свечу ставят так: зажигают один край от соседних свеч, оплавляют другой край (для устойчивости), ставят в ячейку, крестятся и молятся своими словами, затем целуют край иконы или раки. Если подсвечник занят, можно положить свечу на него или отдать служителю — и помолиться. Сколько ставить свеч, не принципиально, главное, чтобы их огонь был знаком горячей молитвы и любви.
       Зажигая свечу, христианин молится о ком-то лично, а подавая церковную записку, он просит, чтобы вся Церковь помолилась вместе с ним. Во времена апостолов диаконы на литургии из особого списка зачитывали имена живых и усопших христиан, позднее верующие стали подавать им помянники (семейные книжечки с именами), а сравнительно недавно в пользование вошли церковные записки, по сути, разовые помянники. Их также подают на литургию, но можно оформить и на молебен (о здравии, благодарственный, др.), и на панихиду (об упокоении). Недостаточно отдать записку — важно самому помолиться на той службе, где священнослужители будут зачитывать имена из записок.
       Обычно в притворе храма или возле свечного ящика имеется стойка, стол — особое место, где можно оформить записки; там же указаны правила их заполнения. Поминают только крещенных в православии людей. Имена пишут разборчиво в родительном падеже в столбик (например, «О здравии Сергия, болящей Татианы», «Об упокоении Феодора»). Если в храме нет готовых бланков, следует сверху на записке нарисовать восьмиконечный крест и заголовок (например, «О здравии», «Об упокоении», «Благодарственный молебен святителю Николаю Чудотворцу», «Молебен о здравии перед иконой Божией Матери «Всецарица» и т. п.). Перед именами священнослужителей, детей следует указывать, соответственно, «иерея», «диакона», «младенца», «отрока». Помимо разовых записок, бывают заказные — о поминовении на определенный срок (месяц, полгода, год), чаще всего их подают в монастырские храмы.

 

2.1. Пожертвования на храм

       Во многих православных храмах имеются специальные ящики для пожертвований (с указанием, на какие нужды). Приобретение свеч, икон, внесение денег за церковные записки, а также за требы (крещение, венчание, отпевание) тоже расценивается как пожертвование: в некоторых храмах даже не оговаривается его минимальный размер, т. е. действует принцип «кто сколько даст». Какой порядок установлен в данном храме, можно уточнить у служащих за свечным ящиком — это церковная лавочка в притворе или у западной стены. Пожертвования можно вносить не только деньгами, но и продуктами: это вино, хлеб, мука для таинства причащения; продукты на канун в качестве милостыни за усопших (конфеты, выпечка, хлебобулочные изделия, фрукты, орехи, крупа и др.). Также можно жертвовать в храм живые цветы, иконы, церковную литературу, полотенца, ветошь.

 

3. ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫНЬ

       С православной точки зрения, Бог проявляет Себя в мире действием благодати: ее можно воспринять, например, через церковные таинства. Святые обрели столько благодати, что она сообщается их останкам (в православии их называют мощами), частям одежды и обуви и даже орудиям мученичества. Через соприкосновение с этими священными предметами, а также с иконописными образами верующие получают благодатную поддержку и, почитая святых, в конечном итоге поклоняются Богу. Поэтому к иконам и мощам принято относиться почтительно и благоговейно.
       Иконы можно увидеть в любом храме, а раки (гробницы) с мощами — не везде. Чаще встречаются частицы мощей и другие реликвии, которые хранятся в ковчежцах (особые ларцы) и мощевиках (металлические или деревянные коробочки круглой или крестовидной формы), прикрепленных к иконам или крестам. Перед мощами, как и перед иконами, установлены подсвечники. Можно поставить туда свечу и помолиться своими словами или прочитав молитву (нередко на раках помещены таблички с текстом молитвы святому). Общий порядок почитания икон и мощей таков: сначала молятся, затем дважды крестятся, совершив при этом поясные или земные поклоны, целуют край иконы или крышки раки и, в третий раз перекрестясь, кланяются. Этот порядок в просторечии называют «приложиться к иконе (к мощам)». Он распространяется и на другие священные предметы в храме — Распятие (образ Голгофы), крест, который выкладывают на аналой в центре храма в праздник Крестовоздвижения или на Крестопоклонной неделе Великого поста, Плащаницу Спасителя, Плащаницу Богородицы. По церковным нормам женщинам необходимо стереть помаду с губ, прежде чем приложиться к священным предметам, а в «критические дни» прикасаться к ним не следует. При желании освятить какой-то личный предмет от мощей или чудотворной иконы лучше сделать это с ведома церковнослужителя.

 

4. ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

       Каждое богослужение, особенно Божественная литургия, по мысли православных — всего лишь часть той службы, которая совершается на небесах. Поэтому участие в богослужении сопряжено с радостью и духовным подъемом, дает опыт соборности и учит молиться по-настоящему. Недаром в православии считается, что «Господи, помилуй», произнесенное в храме соборно один раз, больше, чем личная молитва в течение суток.
       С началом богослужения разговоры и хождения по храму надо прекратить и сосредоточить внимание на словах и действиях священнослужителей и пении хора: дело в том, что священники, возглавляющие богослужение, а с ними хор и чтецы обращаются к Богу от лица всех присутствующих. Так что важно «пропускать» через сердце все, что произносится с церковного амвона.
       Многие моменты службы построены в форме диалога: например, священник возгласил: «Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков» — хор ответил: «Аминь» (т. е. истинно так), священник возгласил: «Мир всем» — хор ответил: «И духови твоему» (т. е. и тебе желаем мира), диакон призвал: «Паки и паки миром Господу помолимся» (т. е. еще и еще помолимся) — хор ответил: Господи, помилуй» и т. д. Верующие участвуют в богослужении не только тем, что мысленно молятся о произносимом в прошениях (ектениях), но и реагируя на слова и действия священнослужителей — крестятся, кланяются, преклоняют голову, поют молитвы («Отче наш», «Символ веры», «Воскресение Христово видевше…»). Во время службы по благочестивому обычаю (его придерживаются чаще в монастырях) мужчины стоят в храме справа от центра, женщины — слева. Молятся стоя. Сидеть разрешается во время чтения ветхозаветных текстов и псалмов, произнесения проповеди. Для людей, слабых здоровьем, в храмах вдоль стен поставлены лавки, а на продолжительные службы некоторые приносят с собой складные стульчики.
       Праведный Иоанн Кронштадтский назвал православное богослужение истинной Божественной премудростью. Новичок в храме вряд ли сможет сразу свободно ориентироваться в ходе службы, поэтому поначалу лучше внимательно наблюдать за тем, как ведут себя окружающие. Если не все слова понятны или слышны, можно приобрести популярные брошюры с комментариями к литургии и всенощному бдению и следить по ним за порядком богослужения. Премудрость церковной службы, по словам Иоанна Кронштадтского, доступна простым, любящим сердцам. Если в сердце есть любовь к Богу, правила поведения в храме постепенно станут естественной формой выражения веры. Рекомендации ниже дают общие ориентиры в церковном благочинии.

 

4.1. Крестное знамение

       Крестятся, т. е. накладывают на себя крестное знамение так: складывают вместе большой, указательный и средний пальцы правой руки, прижав при этом безымянный и мизинец к ладони, и касаются рукой лба, живота, правого и левого плеча, затем опускают руку и кланяются. Этим выражают веру в Пресвятую Троицу и в спасительную силу креста. На богослужении крестятся:

  • при упоминании имени Бога и Богородицы, например, на словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и т. п.;
  • по окончании молитв (молитвы обычно завершаются прославлением Господа, Богородицы, святых и словом «аминь»);
  • вначале и по окончании чтения Священного Писания;
  • когда священник на литургии выносит Святую Чашу со Святыми Дарами;
  • на словах «Господи, помилуй» и «подай, Господи» в ектениях;
  • когда священник крестообразно благословляет верующих крестом, Евангелием, иконой. Святой Чашей;
  • если, перемещаясь по храму, проходят против царских врат (в знак почтения святому престолу в алтаре);
  • после отпуста, т. е. в завершение службы.

 

4.2. Преклонение головы

       Во время богослужения верующие неоднократно преклоняют голову:

  • когда священник или диакон призывает: «Главы ваша Господеви (т. е. Богу) приклоните» или «Главы наша Господеви приклоним»;
  • в ответ на слова священника «Мир всем»;
  • в ответ на слова священника «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего… буди со всеми вами»;
  • когда священнослужитель вслух читает Евангелие;
  • когда открываются и закрываются царские врата;
  • когда священник благословляет верующих рукой, крестом, Евангелием, иконой. Святой Чашей;
  • если епископ на архиерейской службе благословляет верующих трикирием и дикирием (особые подсвечники);
  • когда священнослужитель кадит кадилом в сторону верующих;
  • когда священник на литургии выносит Святую Чашу со Святыми Дарами.

 

4.3. Поклоны

       В знак почтения, смирения и готовности покориться воле Божьей верующие в храме кланяются. Поклоны бывают поясные (коснуться рукой земли, склонившись в пояс) и земные (опуститься на колени и коснуться лбом и руками земли). Важно запомнить общее правило: сначала крестятся, после этого делают поклон, не наоборот. Поясные поклоны совершают чаще всего в тех же случаях, что и крестное знамение, а также:

  • при чтении молитв «Приидите, поклонимся», Трисвятое, «Сподоби, Господи» (три поклона);
  • при повторении чтецом или хором слова «аллилуйя»;
  • на словах «Буди имя Господне благословенно…»;
  • в ответ на возглас «Станем добре, станем со страхом…» — перед началом евхаристического канона, а также в продолжение его в ответ на слова: «Приимите, ядите…», «Пиите от нея вси…».

       Земные поклоны положено класть:

  • в начале евхаристического канона на литургии, когда хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну…»;
  • во время евхаристического канона, когда хор поет: «Тебе поем. Тебе благословим…»;
  • при выносе Святой Чаши для причащения на словах: «Со страхом Божиим и верою приступите»;
  • при прославлении Богородицы на литургии — по окончании пения «Достойно есть» или песнопения, его заменяющего;
  • при чтении молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» во время Масленицы и Великого поста;
  • на вечерних службах в Великий пост при пении молитвенных стихов, начинающихся словами: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, грешных» — как правило, пример подает сам священник;
  • при поклонении кресту на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник Воздвижения Креста Господня;
  • при поклонении Плащанице Спасителя на Страстной неделе;
  • при поклонении Плащанице Богородицы в праздник Успения Богоматери.

       Не запрещается совершать поклоны по собственному желанию в знак высокой степени покаяния и благоговения. Поклон, по сути своей, помогает выразить те глубокие чувства, которые трудно облечь в слова; с другой стороны, от кого-то сам поклон требует такого усилия по преодолению гордости, что становится маленьким подвигом. В церковном благочинии принято еще одно правило: поклоны нужно совершать чинно, неспешно, но со всеми одновременно. Недопустимо кланяться «напоказ», встав на самом видном месте в храме. Не стоит кланяться «во что бы то ни стало», расталкивая или задевая окружающих.
       В праздник Святой Троицы и в дни Великого поста во время чтения особых молитв верующие опускаются на колени вместе со священнослужителями, призывом к этому служат слова: «Паки и паки, преклонше колена. Господу помолимся».

 

4.4. Участие в крестном ходе

       В церковном календаре есть ряд богослужений, во время которых полагается совершать крестный ход. Это службы в день Крещения Господня, на Пасху, во все дни Светлой (Пасхальной) недели, чин погребения Плащаницы Спасителя (в Великую Пятницу на Страстной неделе) и чин погребения Плащаницы Божией Матери. Также крестный ход предусмотрен в каждом храме на его престольный праздник, когда прихожане отмечают то событие, в честь которого освящен их храм. Чтобы не омрачить себе праздную службу, нужно знать основные правила поведения в крестном ходе.
       Крестный ход выстраивается особым образом: первыми несут запрестольные крест и икону Божией Матери, затем фонарь, хоругви, иконы, за ними следуют певчие и священнослужители, а только после них идут верующие. Держаться следует стройной колонной, не отставая и не опережая других, чтобы линия крестного хода не прерывалась. Если получено благословение нести икону, ее берут на руки (по благочестивому обычаю через полотенце), прижимая к груди так, чтобы образ был виден всем.
       В крестном ходе неуместны разговоры, шутки, смех; это одна из форм общественного моления, поэтому для участия в крестном ходе желательно узнать, какие молитвы и песнопения соответствуют празднику. Например, во время пасхального крестного хода поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»; при погребении Плащаницы поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» и т. д. Если подпевать затруднительно, можно читать праздничные тропари и молитвы, подготовив для себя их текст. В любом случае внутри крестного хода нужно быть сосредоточенным, на посторонние вопросы отвечать кратко и стараться внимательно слушать духовенство и хор. Главное, чтобы участие в крестном ходе не было в ущерб молитвенному настрою. Если хочется познакомить ребенка с традицией крестных ходов, для первого раза достаточно понаблюдать за торжественным шествием со стороны или присоединиться к нему уже на улице, чтобы избежать давки в храме.

 

4.5. Ошибки в поведении

       Множество норм церковного благочиния усваивается на практике, но не всегда чужой пример бывает правильным. Ниже перечислены распространенные ошибки и варианты поведения, которых следует избегать.

  • Нельзя обращаться с вопросами к священнослужителю, совершающему богослужение. В случае экстренной надобности можно передать вопрос или просьбу священнику через алтарника.
  • Нельзя заходить в алтарь, на солею и на клирос (место для церковного хора).
  • Нельзя без особого разрешения целовать иконы в иконостасе.
  • Не принято наступать на ковер, который стелют в центре храма для священнослужителей для совершения литии или для встречи епископа.
  • Не принято, пересекая храм, проходить между алтарем и аналоем, на котором лежит праздничная икона.
  • Когда священнослужитель обходит храм с кадилом, совершая каждение, не следует разворачиваться вслед за ним и становиться спиной к алтарю.
  • На вечерней службе во время чтения шестопсалмия нельзя разговаривать, зажигать свечи, ходить по храму. Это же относится и к поведению на литургии во время евхаристического канона (начиная с песнопения «Милость мира» до молитвы «Отче наш»).
  • В храме недопустимо жевать резинку, что-либо есть (за исключением просфор и раздаваемого освященного хлеба).
  • В храме не принято сидеть нога на ногу, стоять, держа руки в карманах, за спиной или скрестив на груди.
  • Нельзя зажигать свечи в храме от зажигалки.
  • При встрече со священником не надо «на него» креститься.
  • При встрече сразу с несколькими священниками не стоит просить благословения у каждого из них, можно ограничиться поклоном.
  • Нельзя участвовать в церковных таинствах тем, кто не крещен или не имеет на себе нательного креста.
  • Перед тем как подойти к священнику на исповедь, не надо оборачиваться к стоящим в очереди исповедникам и креститься.
  • Нельзя громко говорить во время исповеди.
  • Не рекомендуется пересказывать другим то, что сказал на исповеди священник: в православии исповедь носит тайный характер.
  • Не приветствуется, получив ответ у одного священника, задавать тот же вопрос другим батюшкам.
  • Нельзя причащаться дважды в один день.
  • Причащаясь из Святой Чаши, нельзя трогать ее руками, возле Чаши не следует креститься и целовать руку у священника.
  • Приняв святое причастие и отходя от Святой Чаши, не рекомендуется разговаривать и целовать иконы, пока не запил причастие теплотой (запивкой).
  • В день причащения не принято после причастия вставать на колени.

 

4.6. Дети в храме

       Собираясь вести ребенка в храм, надо учитывать его возраст, характер и степень духовной подготовки. Например, десятилетнему человечку, только начинающему знакомиться с церковью, достаточно побыть в храме полчаса, как и трехлетнему, давно привыкшему к храму. Младенцев приносят, как правило, ненадолго, минут за десять до причащения. Стоять лучше позади молящихся, чтобы легко было выйти, если дитя расплачется. Непосредственно перед причастием подходят ближе к солее: во многих храмах детей причащают в первую очередь. У Святой Чаши ребенка возрастом до 3-5 лет следует положить себе на руки (головой на правую руку) лицом вверх — чтобы малыш наверняка проглотил святое причастие. Если он сопротивляется и кричит, лучше отойти, дать крохе успокоиться и подойти позже или в другой раз. Полезно показать малышу, как причащаются из Чаши другие дети.
       Дети постарше могут подходить к Чаше самостоятельно: достаточно объяснить им, что надо назвать свое имя, широко открыть рот, поцеловать Чашу, а затем проследить, чтобы ребенок, не балуясь, подошел к столику с запивкой. Причастие станет торжественным событием в жизни маленького человечка, если нарядно одеть его в этот день, а после таинства поздравить.
       Дети в храме не будут скучать и мешать окружающим, если придумать, чем занять их. С малышами до 3 лет можно разглядывать свечи, иконы, книжки, а в храм приходить к самым торжественным и динамичным моментам службы (например, вечером к полиелею). До 7 лет важно научить ребенка креститься, целовать иконы, просить благословение, тогда он почувствует себя в храме уверенно. Стоя рядом с ним на службе, нужно подсказывать, как вести себя во время молитвы. Место лучше выбрать так, чтобы ребенок хорошо видел происходящее. Время пребывания в храме нужно постепенно увеличивать, доведя до полной службы. Начиная с 7 лет, можно давать детям поручения или придумывать задания: подежурить у подсвечника, помочь в уборке храма (согласовав эти действия с церковнослужителями), посчитать, сколько раз во время службы священник выходил из алтаря, разглядеть настенные росписи и узоры на облачениях, постоять на клиросе, тихо подпевая, и т. д. Сколько бы времени ни провел ребенок в храме, главное, чтобы его пребывание там было осмысленным, поведение не мешало молитве и не смущало окружающих, а само посещение церкви являлось радостью, а не наказанием.

Светлана Рудзиевская. Энциклопедия «Православный храм»: РООССА, 2010 г.

наверх

1103

Перейти к верхней панели